Модели открытых систем в психологии по А.В. Курпатову

«Очевидный крах закрыто-системного познания обращает нас к поиску путей создания по-настоящему открытых систем.

Блистательные философы и, что особенно ценно, выдающиеся психотерапевты, непосредственно работающие с человеком, приходят к выводу о существовании неких «живых понятий». Эти понятия несодержательны, неконтекстуальны, но закономерны по сути, а это позволяет наблюдать, как одно и то же «живое понятие» определяет существование совершенно отличных друг от друга систем.

Но это уже второй шаг, а первый - это определённость в точке обзора, но эта методологическая четкость редко осознана и продиктована в большинстве случаев гордой убежденностью в своей жизненной позиции носителей этого мировоззрения.

Фредерик Пёрлз, обосновавший точку обзора своей теории в личности человека, так характеризует свое жизненное кредо: «Я ответственен только за себя. Я возмущаюсь вашими претензиями ко мне, поскольку я возмущаюсь любыми вторжениями в мой образ жизни»

(Фредерик Пёрлз, Внутри и вне помойного ведра, СПб, 1995 г., «Петербург-XXI век», с. 108).

Такая же точка обзора у Карла Роджерса, хотя в его теории всё большее место отводится другому человеку - Другому - и отношениям с ним. Вот как Карл Роджерс пишет о себе: «Я нахожу, что добиваюсь большего успеха в отношениях с другими людьми, когда я могу воспринимать себя и быть самим собой, принимая себя таким, каков я есть».

(Карл Роджерс, Взгляд на психотерапию. Становление человека, М., «Прогресс», 1994 г., с. 130).

У Якоба Морено точка обзора уже полностью перенесена в «других», в «социум», его точка обзора - это отношение, без которого человек невозможен: «Между мной и другим нет посредника. Я непосредственен в общении. Я не один только в общении, будь я Богом, дураком или глупцом. Я освящён, я исцелён, раскрепощён в общении».

(Грете Лейц, Теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено, М., «Прогресс»; «Универс», 1994 г., с. 130).

Что это, как не убеждённость в собственном мировоззрении первого, второго и третьего - воплощённая в теориях?

Они подобны пророкам, и им можно только верить, но научиться этим идеям, основанным на «живых понятиях», - невозможно. Если же эта вера оказывается осознанной нами, их системы словно бы с дискет виртуальной реальности воспроизводятся в нашем сознании, разворачиваясь в нём пронизывающими наше бытие голограммами, далее дело лишь за нашими личностными качествами. Но для осознания необходимо понимание, нужны и эти «дискеты», и способы считывания, то есть наши головы должны быть «отформатированы» соответствующим образом, в них должны быть соответствующие «дисководы».

Именно этим целям в психологии и служит новая методология».

Курпатов А.В., Алёхин А.Н., Философия психологии. Новая методология, М., «ОЛМА Медиа Групп», 2006 г., с. 31.