Жизнь после смерти - воскрешение тела по Апостолу Павлу

«В отличие от Ветхого Завета, в котором тема бессмертия практически не затрагивается, христианство ясно указывает на жизнь после смерти. Но она мыслится скорее как «воскрешение тела», чем в виде греческой идеи сохранения бестелесной души.

Ранние христианские теологи стали заимствовать идеи греческой философии, и теория нематериальной и бессмертной души проникла в христианские учения и с тех пор не покидала их.

Христианский символ веры, однако, недвусмысленно выражает веру в воскрешение тела, и главным основанием для.этого в Писании является то место в 1-м Послании апостола Павла Коринфянам (15:35 и далее), где он говорит, что,мы умираем как плотские тела, восстаем же как «духовные тела». Не совсем ясно, каким должно быть духовное тело, но Павел использует греческое слово сома, означающее именно тело.

Эта вера в воскрешение тела - ещё одно специфически христианское учение. Попытка истолковать его лишь в том смысле, что добро или зло, которое делает человек, остается после него, или трактовать обещание вечной жизни (Ин. 4:14) исключительно как рассуждение о новом образе жизни в этом мире лишает это учение ряда содержательных моментов. Однако эти метафизические моменты порождают философские трудности. Если тела воскрешены, то, судя по всему, являясь телами определённого рода, они должны находиться в пространстве и времени. Конечно, это не значит, что они существуют в каком-то месте нашего физического мира - что где-то вдали от Земли существуют воскресшие тела апостола Павла, Наполеона и тётушки Агаты!

И выходит, мы должны помыслить пространство, где существуют воскресшие тела, которое, однако, не имеет отношения к пространству, в котором проходит наша жизнь.

Но можем ли мы сделать это?»

Лесли Стевенсон, Десять теорий о природе человека, М., «Слово/Slovo», 2004 г., с. 87.

 

 

Учение Н.Ф. Фёдорова о воскрешениии.