Желание бессмертия у художников по оценке Г.В. Свиридова

«Свойственное (нашим) современным художникам какое-то суетливое желание бессмертия, большие хлопоты о нём: сочинение мемуаров, обеляющих собственные, неблаговидные подчас, поступки, утаивание дурного, а если это невозможно, то подыскивание обстоятельных причин для оправдания своего дурного. Сочинение произведений, где автор подыскивает себе местечко поудобнее среди бессмертных, амикошонство, панибратство с гениями прошлых эпох и тому подобная деятельность.

Другие деятели, совсем уже не имеющие вкуса (или имеющие его очень дурной), ещё не думая об уходе с жизненной сцены, заранее панибратски обнимаются с великими людьми, развязно именуя: Толстого - Лев Николаевич, Чехова - Антон Павлович, Пушкина - Александр Сергеевич, Чайковского - Пётр Ильич и т.д. Вот это и есть мещанство, обывательщина.

Мещанин нашего времени уже иной, чем в начале века, при царизме. Он усвоил уже, что надо быть прогрессивным, поощрять новаторство. Новаторы были молодцы, а консерваторы - бяки; нетрудно понять: кем выгодно быть!

Процветающее новаторство, а на деле: слепота, эпигонство, движение якобы вперёд, а фактически - топтание на месте (и так уже заплёванном и затоптанном), как лошадь с шорами на глазах, не видя жизни, не чувствуя её движения, не ощущая сердцем того, что показывает стрелка душевного сейсмографа! Только очень чуткие художники ощущают (подобно сейсмографу) глубинные толчки жизни - свидетельства огромных процессов, происходящих сейчас в духовной жизни человечества.

Нелепо было бы думать, что нет людей, ищущих верный путь во тьме и мраке бытия. Они, эти люди, есть всюду, в самых разных областях жизни, в том числе и в области художественного творчества. В музыке, может быть, менее, чем где бы то ни было (уж очень избаловано, в игрушку превращено музыкальное искусство), но они всё же есть».

Свиридов Г.В., Музыка как судьба, М., «Молодая гвардия», 2002 г., с. 328.