Инструкция по работе с Контекстной панелью

Классификация гениев и их признание по Станиславу Лему

В 1971 году Станислав Лем написал рецензию на несуществующую книгу вымышленного автора: Куно Млатье, Одиссей из Итаки / Kuno Mlatje: «Odys z Itaki», которая была опубликована в сборнике аналогичных рецензий Абсолютная пустота / Doskonala prozinia. 

Обычно идеи этого произведения трактуются так:

- существует (возможна) классификация гениев;

- человечество, увы, не узнаёт самых выдающихся гениев…

 

«Идеи, изложенные в брошюре Гомера М. Одиссея  «Поход  за  золотым  руном духа», весьма просты. Прогресс человечества - заслуга гениев,  особенно  - прогресс мысли; ведь сообща можно набрести на способ  обтёсывания  кремня, но нельзя коллективно выдумать ноль. Изобретатель ноля был первым гением в истории человечества. «Возможно ли, чтобы ноль  изобрели  четыре  человека сразу, каждый по четвертушке?» -  вопрошает  со  своим  обычным  сарказмом Гомер Одиссей. Не в привычках человечества чуткое отношение к гениям.  «To be a genius is a very bad business  indeed!»  [Быть  гением  -  никудышный бизнес, право! (англ.)] - замечает Одиссей на своем кошмарном  английском. Гениям приходится туго, но не всем одинаково  -  ибо  гений  гению  рознь.

Одиссей   предлагает   следующую   классификацию.   Сперва   идут    гении обыкновенные, дюжинные,  то  есть  третьего  класса,  неспособные  шагнуть особенно далеко за умственный горизонт эпохи. Им приходится легче  других, нередко они бывают оценены по заслугам и даже добиваются  денег  и  славы.

Гений второго класса - гораздо более  твёрдый  орешек  для  современников. Потому и живется  таким  гениям  хуже.  В  древности  их  обычно  побивали камнями, в средневековье жгли на  кострах,  позже,  в  связи  с  временным смягчением нравов, им позволялось умирать естественной смертью от  голода, а порой их даже кормили за общественный  счет  в  приютах  для  полоумных. Кое-кому из них местные власти подносили яд; многих  отправили  в  ссылку, причём духовные и светские власти рьяно сражались за пальму  первенства  в «гениоциде»,  как  Одиссей  называет  разнообразнейшие  формы  истребления гениев. И все же в конечном счете гениев II класса ожидает  признание,  то есть  загробный  триумф.  В  качестве  компенсации  их  именами   называют библиотеки и городские площади, сооружают в их честь фонтаны и  монументы, а историки роняют скупые слезы над промашками  прошлого. 

Но  сверх  того, утверждает Одиссей, существуют - ибо не  могут  не  существовать  -  гении высшей категории. Второклассных гениев открывает либо следующее поколение, либо одно из позднейших; гениев первого класса не знает никто  и  никогда, ни  при  жизни,  ни  после  смерти.  Это  -  открыватели  истин  настолько невероятных, глашатаи новшеств настолько революционных, что  их  абсолютно никто оценить не в силах. Поэтому прочное забвение - обычный  удел  Гениев Экстракласса. Впрочем, и их менее мощных  духом  коллег  обычно  открывают лишь по чистой случайности. В исписанных  каракулями  бумагах,  в  которые рыночные торговки заворачивают  селёдку,  обнаруживают  какие-то  теоремы, поэмы, но стоит их напечатать - и  после  минутного  энтузиазма  всё  идет прежним порядком.

Такой порядок долее нетерпим. Ведь утраты, которые несёт при этом цивилизация, невосполнимы. Надо учредить Общество  охраны  гениев первого класса и в его рамках - Исследовательскую группу, которая займется планомерными поисками. Гомер М. Одиссей уже разработал  устав  Общества,  а также проект «Похода за золотым руном духа».  Оба  документа  он  разослал многочисленным научным обществам  и  благотворительным  фондам,  домогаясь кредитов».