Кто и почему покупал «Энциклопедию» Дени Дидро и Жана д'Аламбера


«Сравнение со знаменитой «Энциклопедией» Дидро и д'Аламбера вообще очень показательно для теории Фоменко. Не следует думать, что, ставя рядом эти две книги, сопоставляется несопоставимое - великая «Энциклопедия», оказавшая столь мощное воздействие на умы и во многом идейно подготовившая Французскую революцию и «какая-то» «НХ» (Новая хронология - Прим. И.Л. Викентьева).

«НХ» Фоменко полностью изменяет всю предшествующую историю всего человечества, и последствия его внедрения в общественное сознание могут быть не менее мощными, чем французская революция.

С 1747 г. Дидро и д'Аламбер работали над подготовкой собственного издания по версии английского словаря Эфраима Чемберса «Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Недовольные английским вариантом, они решили полностью переделать свою книгу по последнему слову науки.

В середине - второй половине XVIII века это издание многим заменяло учебники и даже целые библиотеки, ибо представляло собой не что иное, как свод новейших знаний и идей эпохи Просвещения. Похожая картина происходит сейчас с книгами Фоменко, которые некоторые читатели начинают воспринимать как замену всем совокупным знаниям по предшествующей истории человечества и даже вступительные экзамены на исторические факультеты вузов пытаются сдавать на основе «НХ».

Полемический запал статей сделал «Энциклопедию» не столько справочником, сколько манифестом эпохи Просвещения.

К 1772 г. первое издание было в основном завершено. Несмотря на то, что к работе над статьями были привлечены знаменитости - Руссо, Вольтер, Монтескье, Гольбах, а также мастера своего дела скульптор Э.М. Фальконе, архитектор Ж.Ф.Блондель, грамматики Н. Бозе, С.Ш. дю Марсе, гравер Ж.Б. Папийон, экономисты Ж. Перронэ и Ф. Кенэ, факты порой излагались поверхностно, встречались и явные ошибки, статьи стремились отразить новейший уровень знаний по той или иной науке и зачастую предоставляли читателю теории, которые уже вскоре были опровергнуты. Поэтому «Энциклопедия» вызвала критику не только со стороны клерикалов, но и вообще профессионалов во всех тех областях знания, которые она затрагивала.

Эта картина тоже чрезвычайно напоминает ситуацию с теорией Фоменко, которую критикуют, главным образом, профессионалы: историки, физики, математики, астрономы, лингвисты. В последнее время к ним подключились и психологи, предупреждающие о заметной лишь для врача-профессионала кодировке текста, отключающей формальную логику читателя (о чём будет сказано ниже).

«Энциклопедия», как и роскошно изданные труды Фоменко, распространялась быстро и широко. Более 4 тысяч экземпляров мгновенно разошлось по очень высокой цене. До 1789 г. последовало ещё пять изданий. С каждым новым изданием формат книг уменьшался, количество иллюстраций сокращалось, качество бумаги ухудшалось, соответственно падала и цена, поэтому последние выпуски «Энциклопедии» оказались по карману значительно большему числу читателей.

Интересно сравнить читательскую аудиторию детища Дидро и книг по «НХ». Исследования показали, что «Энциклопедию» покупали аристократы, учёные академий, провинциальное дворянство, рантье, нотариусы, учителя - т.е. именно те слои общества, которым предстояло сыграть столь заметную роль в надвигающейся революции. Подписчиков из торговой и промышленной буржуазии практически не было. Это может звучать парадоксально, но только на первый взгляд.

К новым идеям зачастую восприимчива та часть населения, которая сильнее обеспокоена своим будущим, чьи позиции уже серьёзно пошатнулись.

Анализируя круг поклонников теории Фоменко, можно выявить сходную закономерность.

Среди его сторонников много лиц с пошатнувшимся социальным положением и задетым корпоративным сознанием: бывшие офицеры, преподаватели военных вузов, учёные - представители точных наук, до недавнего времени работавшие с высокими технологиями в оборонной промышленности и чувствовавшие свою полную защищённость от социальных потрясений. Они тянутся не столько к сути теории Фоменко, которую далеко не все понимают, а к болезненной новизне конструкции, ломающей жёсткие рамки привычных представлений об истории. Принимая ультрановые и ультрарадикальные концепции, эта часть общества старается закрепиться в опасном для себя Завтра.

Что касается т. н. «новых русских», то их среди сторонников Фоменко нет, как не было у «Энциклопедии» читателей среди промышленной буржуазии. Новые слои общества, уверенными шагами идущие к господству, заинтересованы как раз в освящении своей будущей власти некоей традицией, и склонны поддерживать именно традиционные формы гуманитарного знания.

«Энциклопедию» охотно читали в крупных провинциальных городах - Лионе, Монпелье, Гулузе, Бордо, Рене, Кане, Нанси, Дижоне и Безансоне. Избалованную столицу трудно было удивить новинками. Провинциальный тип мышления менее защищён от сенсации и склонён посредством приобщения к ультрановым теориям изживать некоторый комплекс неполноценности по сравнению со столичным миром. Ведь и Женева, и Россия времён Екатерины II, по отношению к Парижу в общественном сознании выступали в роли провинции.

Сходную ситуацию мы видим и с теорией «НХ» Фоменко.

Чувство сопричастности к новейшему знанию позволяет современному российскому читателю побороть страшный комплекс, развившийся в результате крушения мощного государства - комплекс бедности, слабости, презираемости и оттеснённости от культурных и экономических центров мира, где течёт «сытая», «настоящая» жизнь, комплекс периферийности, совершенно недостойном великой цивилизации, которой является Россия».


Елисеева О.И., Гносеологические корни теории А.Т. Фоменко в философских концепциях эпохи Просещения, в Сборнике Русского исторического общества, Том 3, М., «Русская панорама», 2000 г., с. 67-69.