Умение работать в паузах и быстро переключаться В.М. Шукшина

«... Как он писал?

Во всех воспоминаниях рассказывается примерно одно и то же: в перерыве между съёмками.

Шукшин доставал из кармана тетрадь, присаживался куда-нибудь в сторонку на что придётся (пенёк, ящик, раскладной стул) и почти тут же начинал что-то быстро писать.

Перерыв кончался, и час, и два, и больше шли съёмки - Шукшин жил только кинематографом. Опять перерыв - опять за тетрадку, а потом снова команда «приготовиться к съёмкам»...

Кажется, более неблагоприятной обстановки для писателя быть не может: постоянно прерывают, вокруг бродят десятки людей, переговариваются, проверяют технику, поправляют декорации и т. п.

Да и ты, пишущий, не просто так тут сидишь, после команды «мотор» ты уже не Шукшин и даже не Митька Ермаков, которым только что был, ты даже не актёр, играющий роль инженера Черных, ты уже сам этот Черных и есть.

Сколько же получается «переключений»: Черных - актёр, актёр - писатель, писатель - Митька Ермаков. А потом в обратном порядке, и так несколько раз за один съемочный день фильма «У озера»...

Сколько рассказов написано таким образом? Каких именно? Вряд ли мы когда-нибудь узнаем это точно. Да нам это и не нужно. Если не совсем в такой, то в очень с ней схожей обстановке создавались десятки шукшинских произведений.

«Где я пишу? В гостиницах. В общежитиях. В больницах». Везде - люди, много людей. В любой момент тебя могут оторвать от работы. И кто угодно. Ты - сценарист, ты - писатель, актёр, режиссер, муж, отец... Этому ты нужен для душевного разговора, тому - для интервью, третьему - правильно ли он понял игровой эпизод, четвёртому - изменить сцену, которую в таком виде техника не позволяет снять, пятому - помочь «пробить» картину, шестому...

Да мало ли зачем и для чего! Нужен, нужен и ещё раз нужен! Если угодно, то вне Москвы, когда он занят только такими-то и такими-то конкретными делами, ему гораздо спокойнее и вольнее. Столичная же его квартира - две комнатенки, две дочки, жена - часто напоминает то разинский штаб, то съёмочный павильон, то ещё что-нибудь в том же роде.

Так как же он писал?

А вот как:

«Я мыла пол в маленькой квартирке, где мы жили, Вася работал на кухне. Когда очередь дошла до пола в кухне, я сказала: «Вася, подними ноги». Он поднял ноги, сидел и писал. Я вымыла пол, убралась и тогда на него посмотрела: Вася все пишет, пишет, пишет, а ноги все так же вытянуты - он забыл их опустить».

Этот рассказ Л.Н. Федосеевой привел в своих воспоминаниях Евгений Лебедев. Он верно назвал творческую сосредоточенность Шукшина колоссальной, но потом написал следующее: «Мне кажется, он очень торопился сделать всё, что ему было отпущено, словно чувствовал, что нет времени на филигранную отделку вещей; поэтому инструмент у него был самый немудрящий - топор. А кому определение «топорный писатель» покажется не очень удачным, я хочу напомнить, что неслыханная красота Кижей сработана одним топором...»

Коробов В.И., Василий Шукшин, М., «Современник», 1984 г., с. 212-213.

 

Формирование двух и более моделей творческого поведения по  И.Л. Викентьеву.