Зерцало безбожия или невежества

Русское, анонимное рукописное атеистическое произведение конца XVIII века.

«В трактате «Зерцало безбожия» опровергаются важнейшие аргументы существования  бога-творца.

Эта критика, идейно связанная с содержанием IV и V глав второй части «Системы природы» Гольбаха, восходит к эпикуреизму.

В главе IV «Зерцала безбожия» - «Бог не есть творец и промыслитель мира» утверждается несостоятельность довода о возможности творения мира из ничего: «Что Бог есть творец мира, что он есть виновник существования всех творений, бытие мира уничтожает сию химеру, воспящает от сего блудительного мнения. Где нет материи, так как всякому известно, не может быть произведено нечто, ибо ничто не составляет существенности нечто существующаго, из ничего ничто и бывает».

Центральное место в трактате «Зерцало безбожия» посвящено критике телеологического доказательства бытия бога и связанной с ним теодицеи.

Автор использует знаменитый аргумент Эпикура о несовместимости существования зла в мире с верой в провидение: «бог не различает добра и зла: ибо в мире зло имеет цену добра ... Бог пороку не даёт знать о своём правосудии: ибо не истребляет мира за злодеяния, следственно, бог не имеет разума».

«И потому сие ложно, что бог имеет волю пресовершенную. Ибо ежели бы все совершенство воли находилось в Боге: ежели бы сия благородная участь сопутствовала сущности его: что бы мир был храмом совершенного блага; злополучия, нещастия, не вынаруживали бы своих пагубных действий».

Критике богооправдания за зло в мире посвящены в трактате глава II «Бог имеет пределы разума», глава III «Бог имеет пределы воли» и глава V «Мир не зависит от бога». В главе V есть положение, напоминающее рассуждение Эпикура. Автор трактата пишет: «Вражда, несогласие творениев между собою доказывают или несовершенства Бога, или независимость мира от него».

Всё это свидетельствует о влиянии, которое французское вольнодумство оказало на распространение эпикурейской традиции в России XVIII в., и о связи эпикуреизма с нравственной философией русского Просвещения».

Шахнович М.М., Сад Эпикура: философия Эпикура и эпикурейская традиция в истории европейской культуры, СПб, Изд-во СПбГУ, 2002 г., с. 221.