Шаг вперёд в науке / искусстве по Б.Л. Пастернаку (устами литературного героя)

«Как хотелось бы наряду со службой, сельским трудом или врачебной практикой вынашивать что-нибудь остающееся, капитальное, писать какую-нибудь научную работу или что-нибудь художественное.

Каждый родится Фаустом - чтобы всё обнять, всё пытать, всё выразить. О том, чтобы Фаусту быть учёным позаботились ошибки предшественников и современников.

Шаг вперёд в науке делается по закону отталкивания, с опровержения царящих заблуждений и ложных теорий.

О том, чтобы Фаусту быть художником, позаботились заразительные примеры учителей.

Шаг вперёд в искусстве делается по закону притяжения, с подражания, следования и поклонения любимым предтечам. (Строго говоря, оба вывода, увы, - ошибочны. Подробнее об этом есть в видеоинтервью - Прим. И.Л. Викентьева)

Что же мешает мне служить, лечить и писать? Я думаю, не лишения и скитания, не неустойчивость и частые перемены, а господствующий в наши дни дух трескучей фразы, получивший такое распространение, - вот это самое: заря грядущего, построение нового мира, светочи человечества. Послушать это, и поначалу кажется: какая широта фантазии, какое богатство! А на деле оно именно и высокопарно по недостатку дарования.

Сказочно только рядовое, когда его коснётся рука гения. Лучший урок в этом отношении - Пушкин.

Какое славословие честному труду, долгу, обычаям повседневности! Теперь у нас стало звучать укорительно мещанин, обыватель. Этот упрёк предупреждён строками из «Родословной»: «Я мещанин, я мещанин...» И из «Путешествия Онегина»:

Мой идеал теперь - хозяйка,
Мои желания - покой,
Да щей горшок, да сам большой.

Изо всего русского я теперь больше всего люблю русскую детскость Пушкина и Чехова, их застенчивую неозабоченность насчёт таких громких вещей, как конечные Цели человечества и их собственное спасение. Во всем этом хорошо разбирались и они, но куда им было до таких нескромностей, - не до того и не по чину!

Гоголь, Толстой, Достоевский готовились к смерти, беспокоились, искали смысла, подводили итоги, а эти до конца были отвлечены текущими частностями артистического призвания и за их чередованием незаметно прожили жизнь, как такую же личную, никого не касающуюся частность, и теперь эта частность оказывается общим делом и, подобно снятым с дерева дозревающим яблокам, сама доходит в преемственности, наливаясь всё большею сладостью и смыслом».

Пастернак Б.Л., Доктор Живаго (роман), М., «Профиздат», 2006 г., с. 306-307.

 

Уровни оценки новизны творческого результата / достижения по И.Л. Викентьеву.