Фашизм и наука в интерпретации Филиппа фон Ленарда

«Работа исследователя природных явлений отличается от деятельности представителей духовных наук. Естествоиспытатель опирается на своё сознание, добывая каждый день новую информацию о материальном мире. Он обращает внимание, главным образом, на неживую часть материального мира, так как она представляет собой более простую субстанцию и позволяет делать обобщенные выводы о процессах, происходящих в материальном мире. Живая часть природы резко отличается от неживой, и в ней протекают весьма сложные процессы, свидетельствуя о существовании сверхчувственного мира. Собственно говоря, это и есть тот «духовный мир», информацию о котором мы получаем от своего внутреннего сознания. Этот «духовный мир» оказывает существенное влияние на живую часть материального мира. Живым организмам присущи феномены, порождённые как материальным, так и духовным мирами. Жизнь в основном заключается в их комбинации, поэтому мы и рассматриваем явления, обладающие духом (душой), как «живые».

Исследователь духовных наук получает данные не извне, а изнутри собственного сознания. При этом основное внимание он уделяет живым организмам, обладающим духовностью, и объединяет, как правило, свои усилия с другими человеческими существами. Задача духовных наук заключается в накоплении знаний о духовном мире. Новые сведения, однако, поступают очень редко и не зависят от профессионализма исследователей.

Основатели религиозных учений, появляющиеся раз в тысячу лет, как раз и являются носителями таких знаний. Великие же артисты, мыслители, поэты и музыканты, а также государственные деятели появляются примерно раз в сто лет.

Университетские учёные в области духовных наук обязаны по меньшей мере аккумулировать эти знания, но не держать их про себя, в результате чего они остаются без должного внимания. Знания такого рода должны, более того, использоваться для подпитки народного духа и вносить свою лепту в воспитание масс.

Этого-то как раз и не хватало в течение длительного исторического периода, что вызывало упадок германского духа. Тогда не знали, каким образом осуществить такую подпитку, поскольку у соответствующих учёных не было ещё фундаментальной дифференциации духовного мира, а именно понимания того, что каждый организм обладает особой душой, частицей всего духовного мира и что эти духовные различия зависят от принадлежности к тем или иным группам, физические характеристики которых определяются наследственностью...

В то время было ещё недостаточно ясно, что, скажем, у мух и слонов - различные духовные структуры и что дух различных человеческих рас и этнических групп резко отличен.

В прошлые века предпринимались попытки подпитки немецкого народа так называемым «духом человечности», как будто бы дух можно произвольно объединять по желанию, а мух научить повадкам слонов или наоборот. Поэтому специалисты в области духа были не способны повысить дух немецкого народа или хотя бы закрепить уровень, к тому времени достигнутый немцами из общения с природой... […]

Интуиция, предшествовавшая многим крупным открытиям, тесно связана с нашей духовностью. Кажущаяся простота результатов исследований подтверждает, что суть явлений, понимаемых нашей духовностью, представляется ей действительно просто...

 Да и прогресс в исследовании природы показывает, что в материальном мире, не затрагивая духовный мир, есть явления более трудные для понимания, чем другие. […]

Рассматривая отдельные явления, мы имеем дело с механизмом, картину которого и даже модель может создать наш дух, исходя из законов механики. Но вот, скажем, феномен теплоты разгадать пока ещё трудно. Ещё большие трудности возникают при наблюдении за эфиром и его компонентами - светом и энергией. Собственно говоря, некоторые концепции уже разработаны, и они помогают пониманию сути вопроса, но механизм эфира так и остаётся непонятным: имеющиеся предположения опытным путём не подтверждаются, не соответствуют действительности. Эфир кажется более сложным для понимания, чем сама материя, представляя собой границу постигаемости. Вполне очевидно, что подобные границы в понимании духовного мира преодолеть весьма трудно, поскольку человеческий разум не в состоянии постичь собственный дух...

Следует сказать, что характерна для естественных наук своеобразная тенденция заниматься только материальными проблемами, оставляя без должного внимания духовные. Значительные успехи естественных наук в понимании некоторых сторон материального мира привели к тому, что все, не совсем понятное, было просто высокомерно отброшено. Крупнейшие исследователи, правда, никогда не разделяли такого подхода, понимая недостаточность наших знаний, особенно в прежние времена, и видя границы, где следует остановиться.

Тем не менее, духовными проблемами они практически не занимались. Так обстояло дело после Ньютона и Дарвина. В нынешнее время успехи в области технологии привели к появлению специальных форм высокомерной иллюзии в отношении материи. Реализация практических возможностей, открытых широким постижением законов природы, дала основание для суждения о «господстве человека над природой». «Природа постепенно подчинилась людям». Подобные заявления кучки духовно истощённых «великих специалистов» производят впечатление, позволяя им хвастаться новыми технологиями, изобретениями.

Такое порочное отношение к данному вопросу поддерживается чуждыми нам элементами (т.е. евреями – Прим. И.Л. Викентьева), в особенности в области физики и математики. В связи с таким развитием дел духовные науки всё в большей степени отстраняются от включения в исследования, не культивируются в истинно немецком духе и постепенно приходят в забвение».

Филипп фон Ленард,  Немецкая физика: пределы естествознания, в Сб.: Нацизм и культура. Идеология и культура национал-социализма / Сост.: Джордж Моссе, М., «Центрполиграф», 2010 г., с. 241-242 и 243-245.