Концепция / проект школы творчества

Изучение биографий состоявшихся творческих личностей выявило три часто повторяющиеся ситуации:

- либо  в школе встретился хороший, думающий учитель; 
- либо такой человек – Наставник-2, встретился вне школы; 
- либо будущая творческая личность занималась самостоятельно вне школы (например, как Г.Г. Нейгауз).

Вот как об этом писали авторы ЖСТЛ:

«Основная концепция плохой школы: готовить учеников к запоминанию материала. В хорошей школе готовят понимающих материал, умеющих им оперировать. И лишь отдельные Учителя (нет ещё такой массовой супершколы) могут (или хотя бы понимают необходимость этого и стараются) готовить учеников к сотворению нового материала. Творческой личности нужно образование именно третьего вида, но таких школ ещё нет».

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 154.

 

ПРИМЕР. «Эварист Галуа увлёкся математикой из-за того, что его оставили в колледже на второй год. Обязательными были гуманитарные предметы, но при повторном прохождении курса времени у Галуа оставалось много и ему разрешили посещать математический факультатив. Один случайный сбой в системе образования. Второй случайный сбой - попался суперхороший, думающий преподаватель. Сумел настолько увлечь своим предметом, что Галуа отложил учебники и взялся за монографии. Это третий сбой, потому что, если бы Галуа изучал математику по тогдашним школьным учебникам, к двадцати годам он бы ни за что не стал тем Галуа, ушедшим далеко за передний край общепризнанной науки, которым стал».

Вёрткин И.М., Бороться и искать…О качествах творческой личности в Сб.: Нить в лабиринте, Петрозаводск, «Карелия», 1988 г., с. 68. 

 

Интересно, что через 15 лет после Э. Галуа, у этого же преподавателя лицея Ришара,  учился другой будущий известный математик – Шарль Эрмит.

 


Викентьев И.Л.,  О подготовке исследователей