Приём «Проверка всей цепочки» для определения неисправностей по А.Н. Туполеву

«По докладу военных моряков Правительство поставило перед ЦАГИ и его Главным конструктором Туполевым задачу: изыскать возможности для строительства боевых торпедных катеров. Таким катером стал Г-3 (В литературе можно встретить и другое название:  ГАНТ-3 – Прим. И.Л. Викентьева). Чтобы достичь скорости 40 узлов, на которой настаивали моряки, конструкторы установили на нём два авиационных мотора по 600 л. с.

Катер строили из кольчугалюминия. Беспокоило Андрея Николаевича одно: насколько стойко поведет себя лёгкий металл в морской воде. Следовало проверить это экспериментально. «Пригоните-ка вы с Чёрного моря пару железнодорожных цистерн с морской водой, - поручил он Д.О. Орлову, начальнику снабжения. - Проверять, так в той воде, в которой будем эксплуатировать!» Отдел авиационных материалов ЦАГИ заставили ваннами, залитыми морской водой, в которых образцы листов, профилей и целые детали выдерживались месяцами. В солёной воде коррозия кольчугалюминия шла гораздо активнее, однако после долгих и сложных поисков средства борьбы с ней всё-таки нашли.

Катер построили и он вышел на испытания. Не всё проходило гладко, сначала Г-3 никак не хотел развивать расчетной скорости. Работали много днями и ночами. Меняли винты, в поисках оптимальной формы делали накладки на редан, регулировали карбюраторы, проверяли в лаборатории марки бензина и смазывающих масел, но катер «упорствовал». Вызвали из Москвы Андрея Николаевича. Оценив обстановку, он предложил несколько мер.

Тогда-то и родилась легенда, как Туполев, посмотрев на винт, взял молоток, ударил раз-другой по лопастям, и скорость тут же возросла до заданной. Конечно, для детей это убедительно, но взрослым понятно, что форму лопастей, рассчитанную теоретически и проверенную экспериментально, таким образом не исправляют. Туполев как крупный инженер в сомнительных лаврах фокусника отнюдь не нуждался.

Он, как и обычно, распорядился проверить всю цепочку: двигатель, вал, винт, редан, обводы корпуса.

И всё встало на свои места. Оказалось, что в двигателе пора менять поршневые кольца, вал имел небольшой эксцентриситет, на одной из лопастей винта были зазубрины, видимо, от удара о камень, а главное, катер, который плавал уже полгода, не доковали (То есть, не вводили судно в сухой док для осмотра нижней части корпуса – Прим. И.Л. Викентьева), и его днище успело обрасти ракушками и водорослями.

Вот на такие «фокусы» Туполев был мастер. Он постоянно использовал прутковское изречение: «Зри в корень». «Первенец», как прозвали Г-3 матросы, развил заданную скорость и был зачислен в состав Черноморского флота».

Кербер Л.Л., Туполев, СПб, «Политехника», 1999 г., с. 58-59.