Факторы, влияющие на эмоциональное восприятие живописи по В.П. Бранскому [продолжение]

Начало »

 

9. Эффект сенсационности. Примером может служить необычно большая или очень маленькая картина. В роли первой, как уже упоминалось ранее, может, например, фигурировать пятикилометровая «Панорама Миссисипи», а в роли второй - батальная сцена, выполненная на рисовом зерне. Такие картины вполне заслуживают быть занесёнными в книгу Гиннесса.

10. Эффект скандальности. Обычно это связано с введением в изображение шокирующих публику элементов политического или порнографического характера. Это могут быть, в частности, критические намёки на крупных политических деятелей, стоящих у власти, или же порнографические пассажи. Один из видных представителей сюрреалистического поп-арта исландский художник Эрро, работающий во Франции, написал, например, картину «Любовный ландшафт» (1973), изображающую пляж, покрытый копулирующими парами. Причем партнёрами выступают не только люди, но и животные, персонажи картин известных художников и даже технические устройства, как, например, советская ракета «Восток». Ещё более скандальный характер приобрела его картина «Сражение у Киото» (1974). В ней атакующим Японию американским войскам противопоставлена восточная сцена группового секса, выполненная в манере классической японской живописи. Естественно, что лицам, находящимся в оппозиции к правящему режиму или господствующей морали, такие картины могут доставить особое удовольствие, обусловленное не их художественными достоинствами, а их бунтарской направленностью.

11. Эффект запретности. Как известно, запретный плод сладок. Поэтому легко можно вызвать повышенный интерес к картине, просто не допуская к ней зрителей. (Например, спрятав её поглубже в музейный запасник и требуя от зрителя «для допуска» специального разрешения Министерства культуры.) Можно также создать вокруг картины привлекательный ореол таинственности, наложив запрет на публикацию её репродукций. В СССР такой ореол был создан, в частности, вокруг картин Дали «Загадка Гитлера» (1938) и «Шесть появлений Ленина на рояле». Любопытно, что в гитлеровской Германии такой же запрет был наложен на распространение репродукций с акварелей Гитлера. Благодаря подобному запрету эти акварели, не обладая никакими художественными достоинствами, могли произвести тем не менее определённое впечатление, которое они бы не произвели при отсутствии запрета. Таким образом, запрет может придать предмету искусственную ценность, которой у него в действительности нет.

12. Эффект знаменитости. Последний пример указывает на ещё один очень важный фактор, маскирующий нормальное сопереживание, - знаменитость автора. Фигурируя у нас последним по счёту, он никоим образом не является последним по важности. Скорее наоборот. История живописи дает множество примеров того, какое гипнотизирующее воздействие на психику даже искушенного зрителя (не говоря уже о неискушенном) оказывает имя художника. Клякса, поставленная художником с громким именем, может произвести гораздо более сильное впечатление, чем виртуозная композиция, созданная художником без имени. Известный художник-модернист Пикабиа подверг осмеянию это явление в одном из номеров специального журнала, посвященного антиискусству, за 1920 г. На обложке этого журнала была изображена небрежная клякса, а под ней стояла подпись: «Наисвятейшая девушка»».

Бранский В.П., Искусство и философия. Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи, Калининград, «Янтарный сказ», 1999 г., с.167-169.