Двигательная одаренность будущей балерины – случай М.М. Плисецкой

«… в детстве, пятилетняя Майя была своенравным ребёнком.

Характер имела не сахарный, не терпела многочисленную любвеобильную толпу родственников, вечно сюсюкавших и пичкавших ее чем попало. С гордостью почему-то отзывалась на имя Маргарита и пребывала в постоянном движении. На месте удержать могла только болезнь, и то не надолго. Все пилюли, шприцы и прочую гадость переносила геройски, как на поле боя. И вновь вихрем носилась по квартире деда, на полупальцах, стирая подошву до дыр.

Естество кипящей лавой рвалось наружу, не оставляя родителям никаких сомнений в артистическом призвании их ребёнка.

Обуздать непокорный нрав был призван детский сад. Но жизнь в неволе была недолгой, Майя «бросила» его и сбежала домой. Вызвав тем самым страшный переполох как среди воспитателей, призванных внимательно следить за детьми, так и среди родных, пребывавших в огромной панике, пока их чадо не появилось на пороге дома с горделиво поднятой, рыжей головой, доказав тем самым своё нежелание быть как все, под одну гребёнку, безликой единицей в массе новой смены строителей справедливой жизни.

В сад больше не водили, и жизнь потекла по привычному руслу.

Через два года отец получает назначение в Норвегию генеральным консулом и начальником угольных рудников, и семилетняя Майя с родителями и маленьким братиком совершает свое первое в жизни путешествие за границу.

Дорога была трудная и долгая. Поездом через Варшаву, Берлин, Данию. Затем из Осло пароходом в Баренцбург. Климат Заполярья суров, полгода - ночь, полгода - день, кругом горы и снег. Но ведь в детстве все в радость, все в диковинку. Целыми днями Майя носилась по окрестностям на лыжах, а однажды, попав в пургу, чуть не погибла. Потеряв дорогу, выбившись из сил, присела на лыжи и впала в сладостную дрёму. И вновь родители вовремя забили тревогу, на поиски бросился отряд лыжников с собакой. Овчарка откопала юную снегурку из сугроба, вернула к людям.

Так Майя родилась во второй раз. Там же на Шпицбергене, на самодеятельной сцене, состоялось первое крещение театром.

В постановке оперы Даргомыжского «Русалка» крошечная роль была исполнена блестяще, и после громкого успеха из дома навсегда ушел покой. Юная дива ни минуты не сидела на месте, импровизировала, пела, танцевала, исполняя все роли одновременно.

На семейном совете было решено - по возвращении в Москву отдать непоседу в хореографическое училище».

Дайняк А.А., Майя Плисецкая, Минск, «Литература», 1998 г., с. 20-21.