Законы библиопсихологии по Полю Отле

«Основными законами библиопсихологии являются следующие:

A. Закон В. Гумбольдта-Потебни: «Слово - возбудитель, а не передатчик мысли».

Б. Закон Э. Хеннекина: «Книга производит максимальное впечатление на читателя, чья психическая организация наиболее аналогична авторской».

B. Закон И. Тэна: «Раса, среда и исторический момент определяют мышление читателей».

Г. Закон Р. Семона: «Понимание книги - функция мышления читателя, то есть совокупности энграмм, образованных в его мнеме».

Д. Закон Э. Маха: «Экономия времени и сил читателя возрастает в зависимости от близости типа книги к типу читателя».

Библиопсихологические исследования позволяют, таким образом, констатировать функциональную взаимозависимость трёх факторов:
1) Читателя,
2) Книги,
3) Автора, и выражать это цифровыми коэффициентами.

Из этого вытекает, что книга может использоваться как реактив на читателя и наоборот.

Недавно библиологическая психология пошла дальше. Она опирается теперь на космические законы, пишет г-н Рубакин, она больше не изучает только явления книги и литературы с точки зрения общества и положений естественных наук. Она стремится к тому, чтобы формулировать закон и критерии беседы. Она уже сформулировала и экспериментально доказала важный закон эмоциональных созвучий и диссонансов.

Этот закон - настоящее основание для практической работы в области книги и в области речи. Он определяет библиопсихологию как науку вербального поведения, изучающую функциональную зависимость между восприемником, агентом и средой (временем и пространством)».

Поль Отле, Трактат о Документации / Библиотеки, библиография, документация: избранные труды пионера информатики, М., «Фаир-пресс»; «Пашков дом», 2004 г., с. 246.