Пять видов целей человека и вопрос о смысле жизни по Д.И. Курашову

«Всё сказанное о смысле жизни человечества относится и к смыслу жизни любого отдельного человека.

Но у каждого человека своё предназначение и свой смысл жизни.

Познать это может и должен сам человек. При познании самого себя возможна и помощь Учителя, но для этого должен найтись именно Учитель, т. е. мудрый учитель, а это большая редкость. Думаю, в человеке можно выделить пять ипостасей, или пять главных составляющих его природы (сущности): телесное, интеллектуальное, творческое, душевное и духовное. Смысл жизни при предельно простом понимании есть конечная цель жизни.

(Предыдущие тезисы автором текста никак не обоснованы – Прим. И.Л. Викентьева).

Цель жизни по отношению к телу - удовлетворение его физиологических потребностей (пища, тепло, свет, транспорт).

Цель жизни по отношению к интеллекту - удовлетворение его знаниями.

Цель жизни по отношению к творческому началу - создание человеком искусственного мира материальных и идеальных объектов, доставляющих так называемое творческое удовлетворение.

Цель жизни по отношению к душе - удовлетворение её положительными чувствами (любовь, дружба, красота, добро).

Цель жизни по отношению к духу - обретение единства с высшей гармонией мира, Абсолютным Бытием, Богом.

Поскольку достижение высшей цели есть утрата смысла жизни в земном существовании человека, нам остается рассмотреть жизнь человека со смыслом в отношении пяти названных ипостасей. Полное удовлетворение телесного начала в земной жизни возможно, возможно и большее - пресыщение. Следовательно, если человек живет только телом, он может утратить смысл жизни, как только обеспечит свое телесное довольство. Эмпирически это подтверждается депрессиями у состоятельных людей, живущих исключительно или преимущественно «растительной» жизнью. Но как сказано: «Не бери с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» [Мф. 10. 9-10.].

Полное удовлетворение интеллектуального начала размышлениями и знаниями невозможно, поскольку познание мира человеком есть процесс бесконечный. Следовательно, если человек связывает свою жизнь с жизнью интеллекта, он тоже может прожить жизнь, не утрачивая её смысла.

Полное удовлетворение творческого начала человека невозможно, поскольку предела для создания человеком мира искусственных, не существующих в естественной природе, материальных и идеальных объектов нет. Следовательно, если человек связывает свою жизнь с жизнью творческого начала, он может прожить всю жизнь, не утрачивая её смысла. Полное удовлетворение душевного начала чувствами возможно, но не всеми. Человек может, например, испытывать всю полноту любви, ощущать «божественную» красоту чего-либо, но при этом нет предела для его благих дел. Следовательно, если человек связывает свою жизнь со стремлением к добру, он проживет жизнь, не достигая конечной цели существования до самой смерти, т. е. опять-таки не утрачивая смысла жизни.

Духовное начало человека в земной жизни удовлетворяется лишь в некоторой степени, слияние же с Абсолютом возможно только в мире Абсолюта, т. е. вне времени и вне земной жизни. Следовательно, если человек стремится к достижению чувства мировой гармонии в сфере духа, вся его жизнь наполнена высшим смыслом. […]

Противоположность обывателю - культурный человек».

Курашов В.И., История и философия медицины в контекте проблем антропологии, М., «КДУ»,  2012 г., с. 38-40.

 

Постановка проблемы  «В чём смысл жизни человека?» с помощью понятия «переход к надсистеме»