Дезориентация жизненного пути по В.И. Курашову

Дезориентация жизненного пути происходит по трём основным причинам:

1) не было достаточных усилий для познания самого себя,

2) стиль нашей жизни навязан нам извне,

3) стиль нашей жизни определяется только телом, смысл жизни которого - что есть и пить, во что одеться.

Спасительными при дезориентации жизненного пути являются душевные страдания, приводящие к постановке мучительного вопроса - в чём смысл жизни?

Душевные муки в случае, если человек живёт в разногласии со своей природой, выполняют ту же спасительную и указующую функцию, как физическая боль указывает нам на нездоровье какого-либо телесного органа.

В названной ситуации хорошо уже то, что человек ощущает свою душу, а она - реальное присутствие бессмертия в нём.

Душевные страдания являются основой для поисков человеком ещё более высоких, чем индивидуальная душа, начал - присутствия в себе духа, а это уже присутствие вечности в человеке. Таким образом, человек может через личные преходящие начала дойти шаг за шагом до высших метафизических начал всего сущего.

Кант верно сказал, что смыслом жизни не может быть счастье человека, поскольку тогда природа создала бы его более примитивным.

Правда, Кант прав, скорее всего, если счастье понимать в смысле житейского благополучия. Человек, живя в ладу со смыслом своего предназначения, может и не быть счастлив в житейском смысле, но он всегда испытывает глубокое удовлетворение, которое является высшим счастьем. Здесь близкая аналогия с чувством любви, которое может сопровождаться и счастьем, и несчастьем, но никто от него не отказывается.

Смысл жизни - онтологическая философская проблема, имеющая общечеловеческий онтологический аспект: универсальное поле смыслов, задаваемое Богом (можно читать задаваемое Природой, в случае если читатель этого текста атеист) человечеству, - и индивидуальный онтологический аспект: миссия человека в земной жизни, задаваемая Богом каждому человеку.

Библейские слова о том, что много званных, но мало избранных, на мой взгляд, выражают проблему поиска каждым человеком своего призвания-миссии в жизни.

Повторю ещё раз - эта проблема в принципе решаема, так как у каждого человека, думаю, есть персональная миссия, данная ему от рождения свыше. Много званных, т. е. по существу все званные, но не каждый в своей жизни хочет или успевает её решить, т. е. мало избранных, мало познавших самих себя в главном - природном предназначении.

Важно выделить: жить со своим смыслом, имеющим онтологические основания, - основа душевного и физического здоровья личности. Шопенгауэр считал, что доброта лучшее из качеств людей и смысл жизни находится в моральной сфере. Так, он писал: Ибо так же, как факелы и фейерверк бледнеют и меркнут в лучах солнца, так ум, даже гений, а также красота, затмеваются добротой сердца, а также: Если мы, глядя во вне, подумаем о том, что vita brevis, ars longa (жизнь коротка, искусство вечно – Прим. И.Л. Викентьева), и вспомним, как были унесены смертью люди высочайшего и прекраснейшего духа часто именно тогда, когда они достигли вершины своих творческих способностей, а также великие учёные в момент, когда они только что пришли к глубокому пониманию своей науки, то мы и в этом увидим подтверждение того, что смысл и цель жизни носит не интеллектуальный, а моральный характер.

Таким образом, принципиальный императив смысла жизни человека - творить добро. […]

В связи со сказанным можно высказать мнение, что человеку следует в первую очередь желать не долгих лет жизни (чего обычно желают), а достойно жить и достойно умереть.

Курашов В.И., История и философия медицины в контексте проблем антропологии, М., КДУ, 2012 г., с. 35-36.