Духовный труд и изменённые состояния сознания, упоминаемые в Библии

«Так трудился первобытный человек или нет?

Да! Только то, что мы называем «трудом», изначально было... религиозным ритуалом. Именно в ритуалах требовалась монотонная, однообразная ритмически повторяющаяся деятельность. Самой древней религией человечества был культ, который сегодня принято называть «шаманизмом» (само слово происходит от названия древних культов на территории современной Сибири).

Одним из главных способов общения с богами или духами предков шаманской культуры всего мира был изнуряющий шаманский танец. Его мог исполнять сам шаман, но по праздникам в таком танце участвовало всё племя. Танец, сопровождаемый ритмичным боем бубнов или барабанов, мог продолжаться более суток.

На вершине измождения танцем возникало особое состояние сознания - человек получал возможность общения с тем началом, которое племя считало источником знаний.

В задачи этой книги не входит подробное рассмотрение шаманских обрядов. Интересующийся читатель легко найдет источники информации.

Хочу лишь отметить, что и в Библии можно обнаружить следы подобного духовного труда:

«14 Давид скакал из всей силы пред Господом; одет же был Давид в льняной ефод...

15 Так Давид и весь дом Израилев несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками.

16 Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своём.

17 И принесли ковчег Господень и поставили его на своем месте посреди скинии, которую устроил для него Давид; и принес Давид всесожжения пред Господом и жертвы мирные...

20 Когда Давид возвратился, чтобы благословить дом свой, то Мелхола, дочь Саула, вышла к нему на встречу и сказала: как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек!

21 И сказал Давид Мелхоле: пред Господом, Который предпочёл меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду;

22 и я ещё больше уничижусь, и сделаюсь ещё ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен. (2Цар.6:14-22)».

Танец библейского царя Давида считается одним из «тёмных» мест Библии. Фрагмент становится более понятным, если допустить: царь Давид трудился перед Господом, как его древние предки. Действительно, каким ещё способом царь мог показать Богу свою способность к духовному труду -  монотонной, упорной деятельности, направленной на познание Бога и его Знания? Любой танец - это упорное и однообразное повторение одних и тех же па - определённой последовательности шагов.

Общение с Богом или богами всегда представлялось духовным лидерам человечества как упорный труд - монотонное повторение одних и тех же действий или молитв.

Общение с Богом в святоотеческой традиции исихазма - «умного делания» достижимо через упорный духовный труд. В приложениях к знаменитому русскому пособию по умной молитве: «Откровенных рассказах странника духовному своему отцу», - в частности сказано: «Одни из сих способов общий, как для успеха в молитве, так и для успеха в жизни христианской, как-то: безусловное послушание, как говорит Симеон новый Богослов; - труды доброделания и подвижничества.

Есть и другие существенные способы к внутренней молитве, как бы непосредственно к ней относящиеся. Таковых три, как находим у святых отцов.

1) Частость призывания имени Иисуса Христа;

2) Внимательность к сему призыванию; и

3) Вхождение внутрь себя, или, как выражаются отцы церкви, вхождение ума в сердце».

Обсуждать традицию исихазма у нас нет возможности. Однако мне хотелось бы обратить внимание читателя, что это коренная - важнейшая - традиция, определившая все то, что мы называем русской духовностью. Это значит, что традиция эта связана и с нашей повседневной -  отнюдь не святой жизнью.

Давайте заметим: «Частость призывания имени» соответствует нашей поговорке «Повторение -  мать учения».

Данилин А.Г., Воспитание Пиноккио, или уроки самостоятельного мышления, М., «Исолог», 2014 г., с. 272-274.