Псевдопонятие по К.Н. Поливановой

«Псевдопонятие [греч. pseudos - ложь] - одна из форм детского и примитивного мышления, которая по своему внешнему виду совпадает с понятием, но по генетической природе, условиям возникновения и развития таковым не является.

Такой тип обобщения возникает у ребёнка при переходе от комплексного мышления к понятийному.

Решающее значение в процессе образования псевдопонятия имеют слова, употребляемые во взаимодействии ребенка и взрослого.

Псевдопонятия  - это комплекс, объединяющий в сознании ребёнка предметы, обозначаемые одним и тем же словом. Благодаря тому, что ребёнок следует за речью взрослых, образующиеся у него псевдопонятия в основном совпадают по содержанию с понятиями взрослых.

Различие в значениях существует, но лишь эпизодически проявляется в процессе общения. Например, опираясь на внешнее сходство, ребёнок может упорно настаивать на том, что угорь - это змея, а не рыба; однако по отношению к рыбам более привычной формы он не будет допускать подобных ошибок.

Псевдопонятия обеспечивают возможность понимания речи ребёнком значительно раньше, чем его собственное мышление становится понятийным».

Поливанова К.Н., Псевдопонятие / Психология развития. Психологический лексикон: Энциклопедический словарь в 6-ти томах / Сост. Л.А. Карпенко, М., «Пер’сэ», 2005 г., с. 105.

 

Отличия бытового и научного мышления