Закономерности и цели жизни человека по Н.А. Рубакину

«В знаменитой сказке Э. Лабулэ «Принц-собачка» описываются между прочим три министра: министр мысли, министр дела, министр слова. Последний умеет только говорить, не умея думать и делать, министр дела умеет только делать, не умея ни говорить, ни думать, и министр мысли умеет только думать, не умея ни делать, ни говорить.

Вряд ли можно назвать действительно интеллигентным и образованным человеком того, кто приближается к одному из этих трёх типов. Все это люди половинчатые, точнее говоря, дроби человеческие, неполные, односторонние существа, не столько творцы, сколько исказители жизни, благодаря самой своей односторонности.

Таким образом, расширение жизни идёт.

1. От односторонности к разносторонности.
2. От малого круга к большому, от точки к бесконечности, от момента к вечности.
3. От человека к человечеству.

A. В первом отношении, говоря об образовании, нужно говорить об изучении не одной какой-либо науки или искусства, а цикла наук и искусств. Об усвоении их не только умом, но и чувством и волей и об их применении в жизни.

Б. Во втором отношении нужно бороться с узостью кругозора и идти от познания непосредственно окружающего к познанию Вселенной, её строения в пространстве, её перемен во времени.

B. В третьем отношении - от самосохранения и любви и уважения к самому себе - к признанию всех других существ, к уважению и любви к другим и к терпимости во всех смыслах, по правилу всех великих религии и моральных систем: не делай другим того, чего не желаешь, чтобы тебе делали. […]

II. Говоря об углублении жизни, приходится говорить не только о более глубоком понимании, но и о более глубокой оценке, а главное - о деятельности по существу, иначе говоря - о выборе для себя и своей работы такой позиции, стоя на которой можно бы осуществлять свои цели, бороться наиболее успешно и плодотворно за осуществление своих идеалов.

Вряд ли нужно доказывать, что центральным пунктом вопроса является именно вопрос о практической работе, о внесении своих идей и чувств, и знаний, и понимания - в жизнь. Нетрудно понять, что всякий односторонний человек, в сущности, неглубокий человек. Будь он более глубоким, он стал бы вникать в то, что видит, и в конце концов от факта к факту, от одной его стороны к другим дошел бы до сути дела. Неглубокий человек с трудом отличает существенное от несущественного. Только вникая и вникая, сравнивая и сравнивая, можно отделить одно от другого. Только углублением своего мышления можно отделить известное от неизвестного, точное от неточного, достоверное от недостоверного, действительно понятное от малопонятного, или даже непонятного, неизвестного, непознанного, непознаваемого и т. д.

III. Ещё важнее уметь вникать, производя оценку, прилагая к явлениям жизни мерку добра и зла, справедливости и несправедливости, разбираясь в условиях и причинах, которые и виноватого делают иной раз невиноватым, и обратно, - оценку, в которой играют, как известно, бесконечно важную роль и инстинкты, и привычки, и интересы, и весь уклад жизни, имеющий обыкновенно очень мало общего с истиной и с справедливостью.

Но ещё труднее так углубить свою жизнь, чтобы всю работу жизни, всю жизнедеятельность согласовать со своим идеалом и ответить на вопрос: кем мне стать, какую избрать профессию, чтобы при её помощи осуществлять на своем веку мой идеал? Где место в общей машине жизни тому винтику, который могу представлять собою и я? Человек, в котором жизнь сильна, кипуча и действенна, не может не стремиться и к тому, чтобы эту силу затратить наиболее производительно, - не для своего только удовольствия (это было бы для него слишком узко), но и для того более широкого круга, какой уже обнимает его душа.

Такой человек ищет для себя не только профессии, но и позиции, и для всякого «маленького дела» ищет и большого смысла - смысла широкого, глубокого, общественного служения. […] Здесь мы естественно переходим к вопросу о возвышении жизни, о её возвышенном понимании и оценке её, и о деятельности, которая «не в виде ужа пресмыкается и не в виде червя извивается, а в виде орла стремится вперед и вверх».

Блажен, кто рядом славных дел
Свой век украсил быстротечный,
Блажен, кто жизнию умел
Хоть раз коснуться правды вечной.

(Из поэмы А.К. Толстого «Иоанн Дамаскин» - Прим. И.Л. Викентьева).

Жизнь не должна представлять собой стоячего, мёртвого болота. Человек должен чувствовать, что он живёт, чувствовать в себе напряжённость жизни и нарастание этой напряжённости».

Рубакин Н.А., Кое-что о смысле и цели жизни / Библиологическая психология, М., «Академический проект»; «Трикста», 2006 г., с. 602-603.

 

Постановка вопроса о смысле жизни по Г.С. Альтшуллеру