Новые паттерны гениев по Роберту Дилтсу [продолжение]

Начало »

 

5. Обладают способностью легко переходить с одного уровня мышления на другой и  пользоваться «кусками информации» разного размера.

По-видимому, гении способны легко переходить от широкого видения к конкретным действиям, необходимым для того, чтобы четко наблюдать картину большего масштаба. Леонардо, например, провёл аналогию между «макрокосмом» и «микрокосмом». Он постоянно раскладывал объекты своих исследований на составляющие компоненты и затем синтезировал их в новых конфигурациях. Он мог работать с маленькими кусочками и одновременно держал свой ум «открытым» для целого. Основным способом анализа Фрейда стал поиск деталей (странные записи в тетради Леонардо и еле заметные аномалии в статуе Моисея), а затем - использование их в целях создания новой интерпретации целого. Тесла утверждал, что его метод «материализации изобретательских концепций и идей» позволял ему «воплощать изобретения в любом возможном усовершенствовании» и одновременно с этим «не терять из виду великие принципы, лежащие в их основе». «Единая теория поля» Эйнштейна была направлена на установление связей между всеми физическими явлениями во Вселенной - от космоса до атома.

6. Удерживают петлю обратной связи между абстрактным и конкретным. Гении способны переходить от абстрактных моделей и принципов к конкретным воплощениям этих абстракций и обратно. Они создают свои произведения благодаря постоянному процессу обмена между психическими конструкциями и физической реальностью. При этом формируется петля, позволяющая гениям уточнять свои теории через обратную связь от реального мира; петля, одновременно с этим разрешающая усовершенствовать свою материальную работу через обратную связь от более абстрактных принципов. Леонардо, например, стремился воплотить в своих картинах и рисунках такие абстрактные понятия и характеристики, как «пропорция» и «красота». Он получал своё понимание «сил природы» из опыта и наблюдения, а затем строил машины и создавал свои рисунки для того, чтобы «продемонстрировать» эти фундаментальные принципы. Фрейд построил психологические теории на основе работы с пациентами, а затем применял их для создания новых терапевтических методов. Многие изобретения Тесла включают в себя такие абстрактные и невидимые явления, как электромагнитная энергия и волновые частоты, и, тем не менее, созданные им в уме машины работали точно так же, как и реальные. Согласно Эйнштейну, единственным оправданием теории является «мера обозрения опыта, полученного от наших органов чувств, которой мы можем достичь с её помощью».

7. Поддерживают баланс когнитивных функций: Мечтателя, Реалиста и Критика. Тесла, Леонардо да Винчи, Фрейд и Эйнштейн были до некоторой степени мечтателями. Это составляло большую часть их гения. Но они обладали способностями и навыками для того, чтобы находить конкретное выражение своих мечтаний, и могли критически оценивать свои идеи. В некотором смысле, способность критически мыслить столь же важна для работы гения, как и способность мечтать. Именно эта способность делает идеи гения выдающимися. Леонардо оставил нам не только стратегии, обучающие мечтать, но и ряд стратегий, обучающих рисовать и оценивать свою работу. Сутью работы Фрейда стало понимание отношений между снами и желаниями, направленными на внешнюю реальность, а также уравновешивание «принципа удовольствия» «принципом реальности» (между его «Ид», «Эго» и «Супер-Эго» имеется много параллелей с мечтателем, реалистом и критиком). Тесла утверждал, что способность быть «тщательным» мечтателем облегчала реализацию идей и изобретений.

8. Задают основные вопросы. Гении имеют склонность более думать о вопросах, чем об ответах. Конечно, ключевой характеристикой всех гениев является их неуемное детское любопытство и восхищение объектом своих исследований. Вспомним цитату из анатомических исследований Леонардо. В своих тетрадях он задавал себе бесчисленные вопросы, пытаясь, как Аристотель, найти «первичные принципы» в природе. Вместо того, чтобы фокусироваться на ответах, Тесла создавал в своем воображении целые новые миры, а уже потом думал о том, как сделать так, чтобы они стали реальностью. В самом деле, гений задает больше прямых вопросов, чем ищет «правильные» ответы. Частью гения, по-видимому, является убеждение, что в конечном итоге правильных ответов и быть не может. По Эйнштейну, «реальную природу вещей мы никогда не узнаем, никогда». Вместо того, чтобы пытаться опираться на то, что уже знают и держаться этого, гении ищут области, в которых их знание неполно. Например, Фрейд утверждал, что надо быть готовыми «оставить путь, которым мы следовали некоторое время, если мы увидим, что он не ведёт в нужном направлении». Вместо того, чтобы воспринимать отсутствие успеха как «неудачу» или «провал», гении видят в этом обратную связь, которая подсказывает, где дальше искать. Как сказал один изобретатель, работу которого я исследовал: «Неудача - это просто иное решение проблемы, чем то, над которым я работаю в данный момент».

9. Используют метафоры и аналогии. Гении постоянно используют метафоры и латеральные, или нелинейные, мыслительные стратегии. Метафора или аналогия, по-видимому, находится в центре каждого действия гения. Моцарт для объяснения процесса создания музыки приводил аналогию с приготовлением блюда, в которое кладут кусочки продуктов. Эйнштейн, формулируя и объясняя свои теории, использовал метафорические конструкции: слепой жук, ползущий по мячику, человек в лифте, перемещающийся в пространстве благодаря некоему воображаемому существу; плоский мир двухмерных созданий. Нередко использование метафоры помогает сфокусироваться на более важных глубинных структурах предмета. Леонардо, например, использовал аналогию между Землей и человеческим телом как способ организации своей работы по анатомии и проводил аналогию с волосом для того, чтобы понять принципы, лежащие в основе движения воды. Тесла сформулировал свою идею роботов, проведя аналогию с работой собственной нервной систем. Фрейд, конечно, в основном сосредоточивался на метафорическом значении символов и снов как на способе понимания симптомов своих пациентов.

10. Имеют миссию, выходящую за пределы собственной идентичности. Одной общей чертой всех гениев является следующее: они воспринимают свою работу как нечто такое, что служит чему-то большему, чем они сами. Во введении к своей работе по анатомии Леонардо смело заметил: «Я хочу делать чудеса», даже если это означает, что он будет «иметь меньше покоя в жизни, чем другие люди» и ему придется «долгое время жить в крайней бедности». Тесла развил свои способности визуализации для того, чтобы «совершать экскурсии за пределы малого мира», знаниями о котором он обладал. О причинах своего изучения физики Эйнштейн писал: «Я хочу знать мысли Бога, всё остальное - детали». Далее он утверждал: «Все методы являются лишь тупым инструментом, если за ними не стоит живой дух». Фрейд полагал, что «признание бессознательных психических процессов представляет собой решительный шаг к новой ориентации в мире и науке».

Роберт Дилтс, Стратегии гениев. Зигмунд Фрейд, Леонардо да Винчи, Никола Тесла, Том 3, М., «Класс», 1998 г., с. 357-362.

 

Замечу, что статистически – на основе крупнейшей базы творческих личностей Европы  – выводы 1, 2, 3, 4 и, частично, 10, Роберта Дилтса не подтверждаются.