Подготовка и путь ученика Мастера в Древней Индии

«Одновременно в тех же упанишадах получает отражение другая важная концепция брахманского  восприятия жизни, долго оказывавшая весьма значительное воздействие на прогресс древнего индийского общества и создавшая благоприятные возможности для развития культуры половой жизни: это - концепция о четырёх жизненных этапах, ашрамах, которые проходит каждый «дваждырождённый» (дзиджа), и в первую очередь член брахманской варны.

Характер этапов определялся следующим образом: подлинная жизнь начиналась с посвящения, т. е. с того момента, когда учитель и духовный наставник после совершения предписанных обрядов надевал на него священный шнур (он различался в зависимости от кастовой принадлежности) и знакомил с обязанностями одной из трёх высших каст. Тем самым он становился «дваждырожденный», полноправным членом своей касты со всеми ее привилегиями и обязанностями.

Юноша-ученик (брахмачарин) жил в семье своего наставника и заучивал (конечно, наизусть) ведийские тексты либо веданги. При этом он вёл строгий и размеренный образ жизни, предполагающий полное половое воздержание. Получив нужные знания, он возвращался в отцовский дом, вступал в брак и становился домохозяином (грихастха) - принимал на себя обязанности отца, заключающиеся прежде всего в непременных жертвоприношениях богам и предкам и в выполнении прочих обрядов, предписанных его касте. В зрелом возрасте, когда на его голове появлялась первая седина и он уже радовался внукам (сыновьям своих сыновей), служившим достаточной гарантией продолжения рода и сохранения благосостояния, ему полагалось оставить дом и уединиться в лесу (одному или с женой); там, став отшельником (ванапрастха), он совершал покаяние и предавался размышлениям, стараясь очистить свои мысли и душу от скверны.

Наконец, в совсем преклонном возрасте он должен был покинуть лесное убежище, чтобы разорвать все земные связи, отринуть как мирские, так и религиозные обязанности и странствующим отшельником (санья-син) закончить жизнь на земле.

Немало было написано о четырёх этапах жизни, и уже давно дискутируется вопрос о возникновении и практической реализации учения об ашрамах. Нельзя отрицать, что данная система была идеалом, приблизиться к которому стремилась значительная часть «дваждырождённых». Ведь многие юноши вообще не проходили этапа ученичества, и явно большая часть до смерти оставалась домохозяевами. Несмотря на это, учение об ашрамах явилось весьма важным фактором в духовном развитии индуистского общества.

Очевидно, что разделение на четыре этапа довольно точно соответствует физиологическому циклу человеческой жизни и вполне отвечает, хотя иногда и слишком теоретически, правильному распределению сил и способностей человека в разном возрасте. Создавалась благоприятная почва для развития тех возможностей, которые в других культурных областях мира оставались в основном неиспользованными.

Преимущества этой системы прежде всего сказались именно на половой жизни человека: правильным было, например, требование полового воздержания в период роста и недостаточной физиологической зрелости, требование, связанное с суровой дисциплиной, необходимой для разумного расходования накопленных сил для учебы и т. п. Равным образом аскетический образ жизни соответствует поздней старости, когда наступает естественное истощение половой функции и т. д. Нас, конечно, в первую очередь занимает период домохозяина, т. е. период наибольшей половой активности; ему позднейшая индуистская эротология  уделяла основное внимание.

В ней в полной мере воплотилась идея трёх целей жизни, о которой речь пойдёт ниже. В интенсивной семейной и половой жизни, освящённой концепцией ашрамов, можно увидеть импульс, способствующий развитию такой эротики, которая не знает себе подобных в истории человечества».

Иво Фишер, Любовь и самоотречение, в Сб.: Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма, М., «Наука», 1969 г., с. 113-114.