Талмуд

Буквально означает «учение» и составляет запись устных еврейских традиций и комментариев к ней. Традиционно считается, что Устный закон был получен Моисеем на горе Синай от Иеговы вместе с Писаным («Пятикнижие») и передавался изустно из поколения в поколение…

Примерно в 200 году до нашей эры законоучитель  Йегуда га-Наси составил «Мишну» - систематизированный свод устной традиции права, который в сочетании с более поздними комментариями - так называемой «Гемарой» и составил Талмуд.

Имеются 2 варианта Талмуда: неполный Иерусалимский (или Палестинский), относящийся приблизительно к 450 году и Вавилонский (примерно 500 год), который иудейская традиция считает более авторитетным.

Характерная деталь: для текстов Талмуда свойственно многообразие мнений (!) законоучителей  по одному и тому же вопросу. При этом, если сравнить эти дискуссии, например, с диалогами Сократа, то древнегреческий философ знает истину и подводит вопросами к ней собеседника, то в диалогах Талмуда подобной однозначности нет…

«После того как в ходе подавления иудейского восстания в 70 г. н.э. был разрушен римлянами Иерусалим и Второй Иерусалимский храм, исчез единый еврейский культовый центр. В связи с этим особое значение приобрела необходимость зафиксировать единые правила и толкования, определяющие повседневную жизнь приверженцев иудаизма, рассеявшихся по всему античному миру после утраты своего государства. Эту задачу выполнили составители Талмуда (от «ламад» - учить).
Талмуд представляет собой объёмный кодекс религиозных, этических и правовых норм иудаизма, его значение настолько велико, что верующие иудеи полагают его Устным Законом, дополняющим Закон Письменный, Танах.
Согласно традиционному преданию, оба Закона пророку Моисею были сообщены Богом одновременно на горе Синай.
Формально текст Талмуда представляет собой своего рода юридический комментарий, посвящённый детальному разъяснению того, каким образом в различных ситуациях исполнять 613 заповедей Священного писания, регулирующих все стороны еврейской жизни. Считается, что именно в Талмуде окончательно сформулировано библейское законодательство, к библейским законам и запретам добавлено множество дополнительных запретов, обрядов и регламентации, например предписания по соблюдению святости субботы.
Однако фактически в Талмуде собрано всё, созданное еврейской традицией с V века до н. э. до V века н.э.
В его составлении принимали участие около двух тысяч мудрецов. В текстах кодекса наряду с нормами еврейского права, положениями этического и философско-религиозного характера содержатся, конечно в специфической форме, сведения по медицине, географии, астрономии, о событиях еврейской истории греческого, римского и персидского периодов, а также богатейший фольклорный материал. Существуют две редакции Талмуда - Талмуд Вавилонский и Талмуд Иерусалимский.
Древнейшая часть текста, общая для обеих редакций - Мишна (Второучение), составлена иудейскими духовными руководителями-танаями (законоучителями), начавшими свою работу в 70 г. н.э. после разрушения Храма; их труды были обобщены и записаны примерно в 200 г.
В Мишне кодифицированы по шести тематическим разделам все толкования Устной традиции: о земледелии, соблюдении субботы и праздников, семейном праве, законы гражданские и уголовные, о храмовой службе и пищевых запретах, обо всём, связанном с ритуальной чистотой.

Язык Мишны - правильный еврейский с примесью греческих и латинских слов и выражений. В дальнейшем, продолжателями танаев стали учёные-амораи (толкователи). Они занимались толкованием и составлением комментариев уже к Мишне. Их труды составили Гемару (Дополнение). Школа амораев, остававшихся в Галилее под гнётом власти Византии, постепенно приходила в упадок, и в конце её существования, к началу V в. была записана Палестинская Гемара. Вместе с Мишной она составила Иерусалимский Талмуд.
Амораи, работавшие в более благоприятных условиях, в еврейских общинах на территории Месопотамии (Вавилонии), входившей в состав Новоперсидского царства, к 500 г. н.э. разработали более обширную и подробную Вавилонскую Гемару.

Она вместе с Мишной составляет гораздо более авторитетный Вавилонский Талмуд. Язык обеих Гемар, Палестинской и Вавилонской, - арамейский, близкий к разговорному языку членов тогдашних иудейских общин.

Содержание Талмуда своеобразно. Законодательная часть изложена в форме протоколов рассуждений мудрецов, а не в виде чётко сформулированных положений и параграфов. Каждый трактат состоит из неразделимых элементов: Галахи и Агады.

Галаха представляет собой рассуждение о соотношении законов Мишны с Пятикнижием и об определении необходимых толкований. В Агаде содержатся нравственные поучения, исторические предания, мудрые изречения и притчи, иллюстрирующие тексты Галахи. Необычно и размещение материала. В центре страницы всегда помещается фрагмент из Мишны, а по краям - Гемара и другие толкования Мишны.
После завершения Талмуд становится своего рода народной конституцией, формировавшей духовный облик религиозных евреев всего мира».

Вихнович В.Л., Иудаизм / Религии мира / Под ред. М.М. Шахнович, СПб, Изд-во СПбГУ, 2005 г., с. 115-117.


В Талмуде детально разработана система иудейской обрядности, состоящая из 248 повелений и 365 запретов (как указано выше, образующих 613 заповедей). Эти предписания и запреты Талмуда способствовали превращению еврейских общин в закрытые религиозные сообщества и сохранению своей культуры часто во враждебном окружении…

Человек рассматривается в Талмуде как венец и цель творения, который создан по образу Божьему.  Здесь постулируется, что душа человека предсуществует его телу и после смерти возвращается на небеса, где и пребывает до своего соединения с воскресшим телом…

 Позже краткое изложение Талмуда составил Маймонид.

Некоторые группы евреев не признают авторитет Талмуда, наиболее известны из них караимы.