О создании напряжения зрителя в театре по Вольдемару Пансо

«Поэтому для нас одинаково важно и «как?» и «что?». И, конечно, важны психологические основы возникновения напряжения. Надо понимать некоторые простые истины: тот, кто ходит по канату, как по полу комнаты, не создаёт напряжения; тот, кто не умеет ходить по канату, тоже не создаст.

Кто умеет и рискует - создаст. Напряжение создаёт не хождение по канату, а возможность сорваться.

Нужно всегда сохранять по меньшей мере две возможности. В самом падении нет никакого напряжения. Напряжение в желании узнать: останется в живых или нет?

Человек и фокстерьер на арене не создают напряжения. Человек и лев создают.

Одинокий мотоциклист может мчаться со страшной скоростью, это не создает напряжения; в крайнем случае может вызвать изумление. Двое мотоциклистов могут ехать медленнее, но упорно соревнуясь - и мы в напряжении.

Прибавим ещё часто встречающийся случай: напряжение может вызвать заранее разрекламированное имя, появление «мировой известности».

В чём секрет?

Напряжение предполагает наличие резервов мысли. Они будят ожидание.

Неизвестный актёр должен доказать свои способности, ему начинать труднее. У «известности» мы предполагаем и ждем их; она должна оправдать наши ожидания, для нее труднее конец.

Подтверждать способности должны оба!

Актёр знает, что чем глубже и цельнее захвачено зерно характера, чем полнее уход в положения и полнее отказ от самого себя (и в то же время чем больше сохранение своих ощущений и чувств) и чем больше отказ от зала (сохраняя связь), чем глубже сосредоточенность на сверхзадаче, тем «волшебнее» становится сила, очаровывающая зал.

Актёр, который владеет залом, знает мощную силу сверхзадачи.  Для него она стала рабочим термином. Он познал, что учение о сверхзадаче - самое мощное оружие, которое оставил нам в наследство Станиславский: сверхзадача и неотделимое от неё сквозное действие.

Сила сверхзадачи в том, что она соединяет слова в мысли, отрезки в единое целое. Даёт им цель и направление. Она подготавливает пути вдохновению. Даёт творчеству крылья, делает его подчинённым идее».

Пансо В., Труд и талант в творчестве актёра, М., «Российский университет театрального искусства - ГИТИС», 2013 г., с. 144.