Духовность человека по Л.Н. Собчик

«Духовность - это высший уровень самосознания человека и эмоционально дифференцированного отношения к явлениям окружающей жизни.

Это понятие нельзя подменить высоким интеллектом и эрудицией. С одной стороны, склонность к поискам высшего смысла жизни, направленность интересов на иные сферы познания, нежели практически необходимые, наблюдательность и терпимость в отношениях с людьми, идущие от сердца доброта и сострадание вполне могут быть свойственны и малообразованным людям.

С другой стороны, нередко поверхностная атрибутика интеллигентности служит лишь инструментом для достижения отнюдь не самых высоких целей, когда индивид в качестве непременного джентльменского набора считает необходимым блеснуть какими-либо знаниями и псевдофилософскими сентенциями по поводу «доброго, вечного» только для того, чтобы окружающие восприняли его как начитанного, гуманного и думающего о благе «простых людей» человека. При этом цели такого «гуманиста» могут быть сугубо эгоцентрическими, примитивно-потребностными, а декларация духовных ценностей служит лишь одним из способов завоевания авторитета, власти, богатства, то есть сугубо эгоистических целей. Такого рода культурный багаж следовало бы назвать не иначе как «псевдодуховность». Это не исключает вполне справедливого стечения обстоятельств, когда жизненные блага и власть судьба бросает к ногам человека, который всё это заслужил, являясь на самом деле личностью с величайшим духовным богатством.

Но чаще наиболее достойные люди как раз и отличаются тем, что не ради конкретных благ они совершенствуют свое «Я», стремясь к высоким идеалам. Для них сам процесс духовно наполненной жизни является самоцелью.

Духовность человека - это умение выйти за рамки узкоэгоистического стремления выжить, преуспеть, защитить себя от невзгод. Наполненная духовным богатством жизнь предусматривает не только включение в образ собственного «Я» огромной - вширь и вглубь - информации об окружающем мире, но и способность рассматривать своё «Я» в контексте мироздания. При этом человек выступает не в качестве пассивного звена, а в роли субъекта деятельности. Это личность, пытающаяся понять своё предназначение в этом мире, стремящаяся наполнить свою жизнь определённым смыслом и активно реализующая свой потенциал во имя неких идеалов, а не в сугубо эгоистических целях.

Духовность нельзя свести к высокому и разносторонне развитому интеллекту ещё и потому, что это не только проблема самосознания, но и эмоциональная категория, предусматривающая в сложном диалоге доброго и злого начал бытия приоритет первого. Для одних это опора на принципы религиозных догм, для других это собственные мораль и совесть, не позволяющие переступить черту, за которой подстерегает опасность ущемить интересы других людей.

Если человек не преступает законов справедливости не из страха перед наказанием, а по велению собственных нравственных установок, нарушение которых грозит ему утратой самоуважения, то это уже признак более высокой организации. Духовность - это понятие, которое имплицитно содержит в себе неравнодушие к окружающему миру. Это пристрастность с положительным знаком. Это также стремление наполнить свою жизнь увлечённостью и интересом к разным  сферам бытия, любовью к природе, к людям, к тому, что не является практически необходимым. Неподражаемо прекрасно сказал об этом Николай Гумилёв. В противовес обыденным интересам, направленным на то, чтобы ублажать человеческую плоть, он привлекает наше внимание к иным ценностям. Трудно удержаться, чтобы не привести хотя бы часть его произведения. Итак...

Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать...
...Так, век за веком, - скоро ли, Господь? -
Под скальпелем природы и искусства,
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.

 

Продолжение »