Теория зачатка в искусстве по Ким Ир Сену

«…северокорейская история литературы приписывает Ким Ир Сену авторство революционных опер и драм: согласно официальным описаниям, он сам сочинил обработки опер или предоставил в распоряжение в качестве источника собственный живой опыт антияпонского сопротивления, из чего и возникли сюжеты пьес и либретто опер». […]

В точке скрещения истории, биографии и инсценировки стоит ким-ир-сеновская теория национального искусства и культуры, известная как jongjaron (теория зачатка). Правда, самая характерная для Ким Ир Сена и самая известная из его теорий за пределами Кореи - это чучхе, идеология самостоятельности или автаркии, которая выступает за независимость Кореи во всех областях жизни, чтобы подчеркнуть националистические рамки модернизации страны. Однако если, мы хотим ближе исследовать пересечения искусства и политики, то мы должны, как я думаю, лучше рассмотреть теорию зачатка Ким Ир Сена

Впервые это понятие появилось в северокорейском словаре литературы и искусства, вышедшем в свет в 1972 г. Там образ ростка, зародыша поставлен в связь с личной идеологией Ким Ир Сена: Чтобы перенести идеологию чучхе товарища Ким Ир Сена конкретно на литературу и искусство, на базе независимых исследований партии возникла теория зачатка.

Попросту говоря, зачаток образует сердце искусства, он определяет суть его ядра и ценность. Только если творец произведения искусства правильно задаст это ядро, он или она будет в состоянии верно охватить идеологические и эстетические цели и придать произведению правильную философскую почву....

Теория зачатка не ограничивается известным аспектом творчества, как, например, тема, идеология или материал. Скорее она определяет процесс творчества в целом, начиная с выбора материала и до построения произведения, развития характеров и основных ценностей работы.... Важнейший критерий для выбора правильного зачатка состоит в том, чтобы исследовать, насколько близко он подходит к идеям Ким Ир Сена и к политическим мерам партии, в которых реализуются идеи Кима.

Даже если это формальное описание теории зачатка и литературная теория социалистического реализма, письменно зафиксированная в Советском Союзе в 1934 году, во время Первого всесоюзного съезда советских писателей, кажутся весьма схожими, теория зачатка однако воспроизводит практику, которая не имеет примеров вне культурных границ Северной Кореи.

Только в Северной Корее и больше нигде личное учение политического вождя рассматривается как единственный принцип искусства целой нации, ибо только там учение Ким Ир Сена и линия партии считаются идентичными - как выражение сути северокорейского искусства».

 

Сук-Йонг Ким, Живое тело умершего отца. Теория зачатка Ким Ир Сена и северокорейское искусство, в Сб.: Диктаторы пишут. Литературное творчество авторитарных правителей XX века / Сост. Альбрехт Кошорке, Константин Каминский, М., «Культурная революция», 2014 г., с. 206 и 207.