Коммунарский сбор под лозунгом: «Всё - творчески, иначе зачем?» по методике И.П. Иванова

«ВСЁ - ТВОРЧЕСКИ, ИНАЧЕ ЗАЧЕМ? День складывался так: утром - работа, вечером - творческое дело. Диспут, игра, концерт-«ромашка», «Суд над песней»...

Шёл поиск форм. Творческие дела придумывались и отбирались так, чтобы они не нуждались в многодневной подготовке, чтобы они действительно требовали творчества и чтобы в них приходилось принимать участие всем. А не так, как иногда бывает в лагерях: 10 человек полсмены готовят сбор, разучивают какие-то «тексты», а 200 слушают и смотрят.

Постепенно выработался такой приём. Когда решат провести вечер (или операцию, или трудовой десант), создают совет дела. В совет дела входят добровольцы из каждого отряда. Совет собирает предложения отрядов, обсуждает их, докладывает план общему сбору, руководит работой и потом отчитывается на «огоньке».

Вожатые отрядов и дежурные командиры только помогают совету. А так как творческие дела - каждый день, то и советы дел возникают каждый день. Это очень удобно. Все ребята учатся придумывать, планировать, руководить и разбирать достоинства и недостатки своей работы».

Соловейчик С.Л, Фрунзенская коммуна / Воспитание по Иванову, М., «Педагогика», 1989 г., с. 49.

 

«... Представьте себе полугодовой план воспитательной работы, в котором 5 субботников, 5 собраний, 2-3 диспута, множество вечеров отдыха, десяток лекций... Скажут: насыщенный план. А теперь представьте, что весь этот план выполняется не в полгода, а в 5 дней, причём на самом высоком уровне. Вот это и есть коммунарский сбор: трижды в году на коротких каникулах и летом на месяц ребятам дают предельно насыщенную жизнь. Концентрация педагогических усилий и материала - основное отличие современной педагогики. Есть классы, где проходят с первоклашками за год чуть ли не двухлетнюю программу. Учителя иностранного языка учат погружением в иноязычную среду. Нет, все они не торопятся, не экономят время, уплотнением - они достигают нового качества. Так и на коммунарском сборе: огромное количество дел создаёт новое явление - истинно коллективистские отношения между детьми, отношения, которые не сразу внедришь в обычной, «разряженной» жизни. Когда дел очень много, то сами собой отпадают «не хочу», «не могу», «не умею», «пусть делает другой», «а почему я» и т. д. Некогда задавать вопросы, надо делать дело!
Все знают, как сплачивает ребят обыковенный недельный поход. Но если принять воспитательное влияние похода за единицу, то влияние недельного сбора будет 100 или 200 таких единиц».

Соловейчик С.Л., Воспитание творчеством / / Воспитание по Иванову, М., «Педагогика», 1989 г., с.130-131.

 

«Основной принцип сбора - насыщенность творческими делами и быстрая смена их. Тут нечего бояться перегрузки, наоборот, пусть ребята в конце сбора говорят: «Никогда в жизни не приходилось так много работать головой», пусть у них и вправду голова трещит с непривычки. Что такое физическая усталость - это знают все, но далеко не каждому хоть раз в жизни приходилось уставать от умственного напряжения,  а это ведь тоже приятное чувство.

К вечеру, после прогулки и обеда, устроим калейдоскоп творческих дел: - конкурс любимых песен - каждый отряд предложит свою песню, споёт её, и какая всем больше понравится, ту и разучим вместе;

- выставку собак - каждая команда защищает какую-нибудь одну породу собак, рассказывает о её достоинствах и, конечно, приводит на выставку «настоящих» собак - кто не согласится сыграть водолаза или благородного колли, да ещё с медалями?.. Лично мне на этих конкурсах почему-то всегда достается роль овчарки, хотя я с удовольствием сыграл бы роль гончей.

А если останется время, то откроем дегустационный зал варенья - мы договоримся об этом конкурсе до отъезда, и ребята с удовольствием привезут из дому варенье в баночках. И надо определить, из чего каждое сварено, выбрать лучшее и, может быть, даже послать маме-победительнице телеграмму с поздравлением. Можно рассказать о пользе варенья, можно устроить конкурс на самый смешной случай, связанный с вареньем, или конкурс «Ода русской ягоде», аукцион - из чего варят варенье; выступления докторов о медицинской пользе разных видов варенья; можно устроить летучий семинар «бабушкиных рецептов», аукцион пословиц и поговорок о вареньях и ягодах...

А если не захотят ребята говорить о варенье, то уж наверняка понравится мальчикам конкурс роботов. Коль скоро можно сыграть собаку, то робота и подавно. Но у каждой команды будет свой робот: один продает газированную воду, другой - музыкальный автомат, третий подсказывает на уроках...»

Соловейчик С.Л., Дневник Николая Фёдоровича / Воспитание по Иванову, М., «Педагогика», 1989 г., с. 265-266.

 

Замечу, что подобные «творческие дела» развивают детей, но говоря образно, нельзя путать  «разминку» и серьёзные (небанальные) творческие результаты – см. Классификацию инноваций по Г.С. Альтшуллеру.