Поэт как центр Вселенной по оценке Антонио Мачадо

Антонио Мачадо, основываясь на опыте новой испанской и французской поэзии, писал:

«Стоит поэту усомниться в том, что центр Вселенной - в его собственном сердце, а его дух - бьющий ключом источник, фокус, собирающий творческую энергию, которая в состоянии формировать и даже деформировать окружающий мир, и душа поэта снова растерянно бродит вокруг предметов.

Поэт уже сомневается в значительности своих эмоций, и, раз эмоции, как содержание поэзии, обесцениваются в его глазах, он начинает фетишизировать вещи.

Образы уже не могут выражать внутренний мир поэта, потому что сам поэт пренебрегает своими глубоко личными чувствами, почти стыдится их. Образы становятся транссубъективными, приобретают свойства вещей. Но если поэт хоть в какой-то степени осознаёт это обесценивание своего внутреннего мира, он обязательно поймёт, что одновременно обесценивается также и внешний мир, мир вещей, ибо всё очарование внешнему миру придавали чувства поэта, ныне утраченные или вырождающиеся…»

Антонио Мачадо, Избранное, М., «Художественная литература», 1975 г., с. 163.

 

Замечу, что завышенные, а тем более необоснованные самооценки – надёжный путь к экспериментальному неврозу…