Общая схема детективных рассказов по В.Б. Шкловскому

«В. Б. Шкловский демонстрирует своим подробным анализом текста одного из рассказов о Шерлоке Холмсе введение «ложных указаний, рассчитанных именно на читателя.

В результате совершенно современным способом В. Шкловский предлагает нам общую схему рассказов Конан-Дойля (Шкловский В., О теории прозы, М.-Л., 1925 г., с. 110-111).

I. Ожидание, разговор о прежних делах, анализ. 

II. Появление клиента.

III. Улики. Тут же даётся материал для ложной разгадки.

IV. Ватсон даёт уликам неверное истолкование.

V. Выезд на место преступления. Улики на месте.

VI. Казённый сыщик (газета, потерпевший, иногда сам Шерлок Холмс) дают ложную разгадку.

VII. Интервал заполняется Ватсоном, Холмс курит или занимается музыкой.

VIII. Неожиданная развязка.

IX. Анализ фактов, осуществляемый Шерлоком Холмсом. Интересно, что эту схему он выводит из «Золотого жука» Э. По, предваряя её словами: «Вещь считаю известной; если кто её не знает, то поздравляю его с удовольствием вновь прочесть хороший рассказ» (Шкловский В., О теории прозы, М.-Л., 1925 г., с. -111):

I. Экспозиция: описание друга.

II. Случайная находка документа. Друг обращает внимание на его оборотную сторону.

III. Необъяснимые поступки друга, рассказанные негром (= Ватсон).

IV. Поиски клада. Неудача из-за ошибки негра (обычный приём задержания).

V. Находка клада.

VI. Рассказ друга с анализом фактов».

Почепцов Г.Г., Русская семиотика, М., «Рефл-бук»; Киев «Ваклер», 2001 г., с. 378.