Фикрайтеры, фанфики и фанфикшн по В.А. Фортунатовой

«В 1919 году Т.С. Элиот, определяя процесс деперсонализации в восприятии традиций как постепенное и непрерывное исчезновение индивидуальности художника, использовал характерный полемический пассаж, сославшись на анонимное высказывание: «Писатели былых времён далеки от нас, потому что мы знаем бесконечно больше, чем знали они». «Совершенно справедливо, - замечает писатель, - только знаем-то мы как раз то, что создано ими». (Томас Элиот, Назначение поэзии. Статьи о литературе, Киев, «AirLand»; М., «Совершенство», 1997 г., с. 161.

Эта точная мысль актуализировалась в те дни, когда исчезновение человека из культуры как следствие утраты культуры человеком стало свершившимся фактом нашего времени.

Наследственность, считавшаяся условием генетической обусловленности культурного развития личности, давно уже разрушена, столь же драматическая участь постигла и образование как важнейший источник культуры, - здесь всё сместилось с привычных мест. Массовое высшее образование сделало необязательным среднее, а для обладателей научных степеней отсутствие высшего образования тоже зачастую не является препятствием для карьеры.

Новый человек, даже прочитавший все романы Толстого и Достоевского, не в состоянии дедуцировать из них понятия добра, прощения, прозрения, - у него исчезла культурная интуиция в этих вопросах.

«Ум познающий» сменился «умом созерцающим», а творчество оказалось вытеснено  креативностью, то есть перекомбинацией известных идей, хрестоматийных образов, фальсифицирующей актуализацией старых смыслов (Это только одно из возможных определений креативности  – Прим. И.Л. Викентьева).

Широкую востребованность получили культурные фикрайтеры - сочинители продолжений, дополнений, предыстории и свидетельств по поводу популярных культурных фактов, биографий деятелей культуры, различных, часто смоделированных событий. «Фанфики» паразитируют на незнании и невежестве и одновременно на обывательском интересе. Сам же творец культуры при этом теряет авторство, тихо исчезает, как исчезает лицо на прибрежном песке (Последнее – известная метафора Мишеля Фуко - Прим. И.Л. Викентьева).

Фанфикшн обусловлен навязыванием культуре идей, которых у неё изначально не было, серийностью как монотонным умножением простейшего, озвучиванием в связи с отсутствием собственной мысли. Человек-транслятор, человек-фальсификатор стал устойчивой фигурой современной культуры. «Новые идеи» пытаются возвести к шедеврам классики, не учитывая главное свойство последних, придающее им подлинный смысл, - это способность не говорить лишнего, самостоятельное добывание человеческих истин, которые по необходимости должно заново открывать каждое поколение.

Фортунатова В.А., Персонализм в системе базовых компонентов культурологи, в Сб.: Фундаментальные проблемы культурологи, Том V / Отв. ред.  Д.Л. Спивак, М.-СПб, «Новый хронограф»; «Эйдос», 2009 г., с. 31.

 

Короткий видеоролик: Зачем изучать гениев, крупных талантов и обычных граждан?