Вторичность русской философии по оценке Ю.Н. Солонина

«Думаю, сейчас положение в философии не лучше и не хуже, чем было всегда, во все времена. Мы можем в романтическом возбуждении говорить о том, что вот, мол, в так называемый Серебряный век у нас захлёбывались философией - там царили фамилии, которые вы уже называли.

Но заметьте, на самом деле это наша ретроспективная экспозиция того времени, на самом же деле были узкие, немногочисленные салоны в Москве и Петербурге, они охватывали, ну, сотни две-три одних и тех же личностей. И всё.

А дальше был всё тот же марксизм или всё тот же экономический детерминизм, естественнонаучный материализм, господствовавшие в средней массе интеллигенции и близких к ней слоев...

У нас никогда не было периода, когда мы могли бы говорить, что русская философия представлена в своем достойном виде.

Она никогда ни в каком виде не была представлена. И это, видимо, особенность её существования в России.

Сейчас возникла возможность для расцвета философии, но ведь в чём он проявляется? Многие коллеги на меня обидятся, если я скажу, что нынешняя философия имеет, во-первых, ретроспективный характер, во-вторых, - характер реплик на западную философию.

Её анахроничный характер не соответствует духу времени, её стиль - комментаторство и перепев (мы иногда употребляем это грубое слово) того, что сделано западной философией лет сорок назад. Причём сами эти западные философы ушли дальше сделанного и сами пересматривают собственные предыдущие воззрения.

Удел вторичности, выпавший нашей философии с конца XVIII столетия, продолжает, по моему мнению, оставаться главной особенностью нашей философии за очень редким исключением.

Истинных, оригинальных философов крайне мало, куда меньше чем гениев науки.

А пишущих-ой, как много. Может, оно так и надо».

Никольский Б.Н., Беседы у камина: Борис Никольский - Юрий Солонин / Святая простота, СПб, Изд-во «Журнал «Нева»», 2005 г., с. 260.

 

Викентьев И.Л., Новые исследовательские темы