Состав и репетиции группы «Аквариум»

«Если пускаться в безответственные теоретические спекуляции по поводу «Аквариума» 70-х, то:

а) как явствует из истории, люди приходили в него «случайно» и оставались в нём (Джордж, покинувший группу ради театрального поприща, продолжал быть нашим другом, вертелся вокруг нас и даже едва не стал нашим менеджером). Музыкантов связывали не музыкальные, а дружеские узы, поэтому никто не стремился играть лучше другого, а репетиции обычно перерастали в питие чая, пива, портвейна, водки, коньяка и т. д.;

б) минимальным рабочим составом «Аквариума» был БГ + Гаккель, остальные - в любой комбинации;

в) постоянный ударник отсутствовал, ибо Джордж был плохим ударником, Майкл Кордюков -  приятным, но не более, а Женька Губерман - пусть и хорошим ударником, но очень непростым человеком, и то, что мы делали, его совершенно не интересовало;

г) хотя «Аквариум» и являлся моим детищем (да и питаемой мной энергетической системой), но не моим соло;

д) «Аквариум» очень походил на группу «Грейтфул дэд». Разница заключалась лишь в том, что у американцев была аппаратура, деньги и все остальное, а у «Аквариума» не было ничего;

е) «Аквариум» был абсолютно всеядным животным, без стиля и эстетики. Но у всего, что мы играли - реггей или ска, чистый панк, нью вэйв, диланизмы, рок-н-роллы - имелась общая черта: полная неотрепетированность, бардачность и несоответствие одного другому;

ж) несмотря на кажущуюся интеллектуальность, мы были намного большими идиотами, чем «Рамоунз». Единственный аналог: мы и они представляли собой некую семью. С тех пор в «Аквариуме» сменилось ещё как минимум два состава но и в своём теперешнем виде он соответствует этим общим характеристикам».

Борис Гребенщиков словами Бориса Гребенщикова / Сост. Андрей Лебедев, М.,  «Новое литературное обозрение», 2013 г., с. 51-52.

 

«Вообще, репетиции «Аквариума» во многом определяли характерное звучание группы. За хроническим неимением места для электрических репетиций все собирались дома у кого-то из музыкантов; бас, как правило, включался в приёмник (иногда, правда, в телевизор; к сожалению, не в каждом доме имеется басовый усилитель), роль барабанов выполняли подручные бытовые приборы. Само собой, любая репетиция быстро перерастала в питье чая и теоретические беседы обо всём на свете; если кто-то и успевал запомнить гармонии песен, то не распространялся об этом; в результате, группа всегда была не очень сыгранна, но дружна. Так профессионально претворялся в действительность тезис об «Аквариуме» как образе жизни».

Борис Гребенщиков словами Бориса Гребенщикова / Сост. Андрей Лебедев, М.,  «Новое литературное обозрение», 2013 г., с. 61.

 

« - «Аквариум» - это общая атмосфера или всё-таки твоя?
- Это атмосфера «Аквариума», к которой я уже давно привык. Она будет существовать, даже если вообще никого не будет. Быть лидером мне совершенно не подходит. Лидер, по определению, должен наезжать на людей и делать так, чтобы ему верили. Я не хочу делать ни того ни другого. У каждого должна быть свобода выбора. Есть «Аквариум», который придумал не я. Кажется, что я стою у руля. Но море не моё и пароход не мой. Я в лучшем случае штурман. Я знаю костями, куда должна плыть музыка в каждую данную секунду, и стараюсь это как-то передать всему экипажу. Потому что доплыть туда - в наших общих интересах: корабль один. А если им иногда удобно плыть прямо на риф, я стараюсь сделать что-то, чтобы сменить курс. Я бы не смог заставить людей играть то, что мне нравится, а им нет, - поэтому я говорю «мы». Работаем мы вместе. Я отвечаю за то, чтобы приплыть туда, куда мы плыли. Сам по себе, без «Аквариума», я немножко другой».

Борис Гребенщиков словами Бориса Гребенщикова / Сост. Андрей Лебедев, М.,  «Новое литературное обозрение», 2013 г., с. 131-132.

 

«- Если бы у вас была возможность создать супергруппу, кого бы вы позвали?
- Я бы не стал в этом участвовать. Группа - как семья. Нельзя создать суперсемью, взяв из одной супермужа, а из другой супержену и заставить их друг с другом жить. Группа - это банда, которая хороша тем, что она вместе».

Борис Гребенщиков словами Бориса Гребенщикова / Сост. Андрей Лебедев, М.,  «Новое литературное обозрение», 2013 г., с. 154.

 

«Аквариум» - это чистый передвижной монастырь. Среднее между цирком и монастырём. Монастырь-цирк. Он также похож на пиратскую команду или изолированный отряд крестоносцев. Мы делаем то, что делаем, а если получаем за это деньги, то делим их в пропорции, в которой привыкли делить. Те же, для кого деньги - главное, напоминают мне анекдот про людей, которые ограбили водочный завод, украли десять ящиков водки, продали, а деньги пропили. Когда состав начинает ссориться друг с другом, я немедленно стараюсь из группы свалить. Потом на новом месте возникает совершенно новый «Аквариум» - как правило, с теми же самыми людьми».

Борис Гребенщиков словами Бориса Гребенщикова / Сост. Андрей Лебедев, М.,  «Новое литературное обозрение», 2013 г., с. 243.