Выходит книга Сэмюэля Смайлса по самосовершенствованию: «Помоги себе сам»

«Помоги себе сам» была опубликована в тот же год, что и работа Чарльза Дарвина «Происхождение видов» и эссе Джона Стюарта Милля «О свободе». Если Дарвин объяснял, как обновление жизни происходит за счёт отбора и адаптации к окружающей среде, а Милль рисовал образ государства, основой которого является свобода, то Смайлс дал миру работу, до сих пор вдохновляющую своим образом человека, который строит собственный мир на основании своей чистой воли.

«Помоги себе сам» научно и философски, возможно, не такая глубокая книга, как две упомянутые, но она заложила основы направления помощи себе и выделила важность личной ответственности в жизни человека.

Во многих домах викторианской эпохи эта книга уступала по популярности только Библии, и сейчас она считается отражением викторианских ценностей (предприимчивости, прогресса, бережливости и так далее). Её устаревшие обороты речи и мораль, которая не ставится под вопрос, не должны влиять на суждение читателя об этой книге. «Помоги себе сам» относится к более традиционной литературе, как и «Автобиография» Бенджамина Франклина, а также романы Горацио Альгера, в которых человек достигает успеха, несмотря на трудности. Этика помощи себе оживает в биографии. Смайлс знал об этом, и поэтому в его книге рассказывается о выдающихся людях, многие из которых сегодня забыты. Он упоминает:

Сэра Уильяма Хершеля (1738-1822), который играл на гобое в бродячем оркестре, но увлёкся астрономией. Он создал свой собственный телескоп новой модели, открыл Уран и другие небесные тела и стал придворным астрономом короля Англии.

Бернарда Палисси (около 1510-1589), бедного горшечника который сжёг свою мебель и занавески для того, чтобы создать свои знаменитые произведения искусства, его гений был со временем вознаграждён по достоинству, и он занял свое место при французском дворе.

Гранвилля Шарпа (1735-1813), клерка, который во время отпуска начал движение против рабства в Англии, приведшее к изменению законов. Новые правила давали каждому рабу в стране, который обзаведётся землей, свободу.

Но эти жизни проходят перед читателем не только для того, чтобы он восхищался ими, но для того, чтобы дать ему представление о тех возможностях, которые могут проявиться и в нашей жизни. Смайлс разделил эти жизни так, чтобы они могли отражать важные для него качества, такие как твёрдость воли, предприимчивость и уверенность; они и составляют главы этой книги.

Работа и гениальность

Смайлс считал, что, поскольку книга написана о природе человека, «Помоги себе сам» всегда будет ценна. Но вряд ли вы согласитесь, что экономия и постоянная работа сегодня являются основными факторами успеха, не так ли?

Смайлс не принимает миф о художнике как о спонтанном гении, который создаёт произведения искусства в порыве творчества. Для него общим знаменателем в жизни всех великих художников в широком смысле слова является только предприимчивость и постоянная готовность создавать новое, что почти эквивалентно для него таланту.

Показывая, что новые методы, которые отстаивали учёные, являлись результатом многолетней работы, он опровергает мнение о том, что самые известные художники являются наиболее талантливыми.

В действительности талант встречается довольно часто, а подлинно редкой является способность делать чёрную работу для того, чтобы осуществить свой замысел и воплотить свое видение мира в произведений. Микеланджело не создал бы свою знаменитую Сикстинскую капеллу, если бы не лежал на спине на подмостках в течение месяцев. Тициану потребовалось семь лет, чтобы написать для Карла V «Тайную вечерю», хотя сторонний наблюдатель  мог бы предположить, что эта картина является «взрывом гениальности».

Смайлс приводит девиз, которого придерживались художник сэр Джошуа Рейнольдс и скульптор Давид Вильке: «Работать! Работать! Работать!» Иоганн Себастьян Бах размышлял так: «Я был предприимчивым. Каждый, кто будет настолько же работоспособен, будет настолько же успешен». У истории есть тенденция называть тяжёлый труд и преданность своему делу красивыми словами, такими как «гений», когда дело тут совершенно в другом. Смайлс писал:

«Не талант требуется для достижения успеха в любом предприятии, а также по отношению к любой цели - не только способность достигать, но и желание энергично и настойчиво работать. Поэтому энергия воли может быть определена как главная сила характера человека - в своем слове проявляется весь человек».

Он рассказывает о Жорже Луи Бюффоне (1707-1788), авторе знаменитой 44-томной «Естественной истории», который собрал всё, что было известно в его эпоху из области  естествознания, и предвосхитил теорию эволюции. Огромная самодисциплина, которая потребовалась Бюффону для того, чтобы завершить этот проект, привела его к убеждению, что «гений - это терпение». Смайлс идёт дальше и цитирует французского философа и политдеятеля Жозефа де Местра: «Знание того, как необходимо ждать, является важным условием успеха». Он также приводит мысли Исаака Ньютона о том, что постоянное размышление над решением проблемы формирует гениальность.

Настойчивость, порядок ума, поглощенность задачей - вот те черты, которые Смайлс считает великими преимуществами Известных деятелей перед другими людьми, и ни одно правительство и образование неспособно их привить. Эти гербы создаются талантами». 

Том Батлер-Боудон, 50 книг и великих идей, которые помогут вам изменить свою жизнь, М., «Аст», 2009 г., с. 329-331.

 

 Наши правила, включая обсуждение видео на YouTube