Инструкция по работе с Контекстной панелью

2. Принципы проведения научно-практических Конференций

«Не обманывайтесь:
худые сообщества развращают добрые нравы»

1-е Послание к Коринфянам апостола Павла, глава 15

 

На школьных экзаменах редко возникают принципиальные споры об оценках. Учителя могут поспорить, что поставить ученику: 4 или 4+, но вряд ли будут спорить: 5 или 3. Они учили детей – теперь сами их оценивают.

Аналогично: несколько преподавателей ВУЗа довольно точно – с точностью до балла – оценят студента (Говорят, в Японии преподаватели университетов, оценивающие студентов по 100 бальной системе, могут объяснить разницу между 73 и 74 баллами…). Они его учили – теперь спрашивают. Если что-то студенту не ясно – могут помочь, подсказать (естественно, мы говорим о лучших, высококвалифицированных преподавателях…).

Но вот ВУЗ окончен… И через некоторое время бывший выпускник попадает в «зону интеллектуального вакуума», поскольку:

1) Он поработал в разных проектах и сам стал Специалистом в некоторых вопросах;

2) Он поездил по городам и странам;

3) По некоторым темам выпускник мог бы рассказать много нового своим бывшим преподавателям (но они не приглашают);

4) Новых и качественных (!) учебников нет – они ещё просто не написаны;

5) Необходимые ему новые знания рассеяны по десяткам других Специалистов и далеко не все из них стремятся делиться с Коллегами…

6) Непонятно, с кем может посоветоваться Специалист? Где – на деле, а не на словах – повысить квалификацию?

7) Как выйти из «интеллектуального вакуума»?

Издавна известны решения: общение Специалистов из разных организаций и стран между собой; научная переписка (см., например, о деятельности Марена Мерсенна); публикация статей в специализированных журналах, на сайтах и т.д.

Свидетельствует Нобелевский лауреат Ж.И. Алфёров: «Понимая, что учёный продолжает жизнь в учениках, Капица уделял огромное внимание подготовке научных кадров. Для его школы, как, впрочем, и для школ Иоффе, Семёнова, Мандельштама, характерны две замечательные особенности: открытость и доступность обсуждения работ независимо от научного ранга их автора. В Институте физических проблем обсуждаются практически любые вопросы современной физики. По себе знаю, насколько это важно для молодого человека. Если Вам в голову пришла идея, вам просто нужно походить по институту, поговорить с разными, причем и очень крупными, специалистами, чтобы её обкатать и отшлифовать. Ну а на семинаре Петра Леонидовича обсуждались работы как признанных учёных, так и аспирантов. Главное, чтобы работа была интересной».

Алфёров Ж.И., Монологи о Капице / Наука и общество, СПб, «Наука», 2005 г., с.198.

 

И, естественно, для выхода из «интеллектуального вакуума» проводятся научно-практические Конференции с профессиональными программными комитетами, применяющими при отборе Докладчиков / Спикеров выработанные столетиями профессиональные фильтры и отсекающими:

- банальности; 
- рекламные презентации;
- компиляции из чужих материалов;
- и «околонаучную попсу».

Замечу, эту работу нельзя «скинуть» на секретаршу: в состав Программного комитета должны входить опытные Специалисты.

 

Принцип N 1. Вопросы, которые рассматриваются на приличных научно-практических Конференциях, лежат в области между знаниями Специалиста и «уровнем незнания» в мире:

Рис. 1.

 

Приведу два высказывания выдающихся учёных:

«… речь здесь идёт не о моих личных интересах, а о попытке объективной оценки работ по степени их новизны: лично меня интересует по своей тематике и немало таких работ, публикацию которых я, по рассмотрении, признаю ненужной. Типичный результат (верной) ненужной работы такой: шесть раз по семь дюжин составляет сорок две дюжины. Не нужно это публиковать потому, что аналогичный результат для яблок вместо дюжин хорошо известен. Чтобы понимать, что такое математика, вовсе не обязательно быть математиком. Маяковский сказал, что «человек, открывший, что дважды два - четыре, был великим математиком. Даже если он открыл это, считая окурки. А тот, кто теперь считает по той же формуле гораздо большие предметы, например локомотивы, никакой не математик».

Арнольд В.И., Что такое математика?, М., МЦНМО, 2004 г., с. 29.

Рассказывает лауреат Нобелевской премии по физике Субраманьян Чандрасекар: «Есть две вещи, которые обо мне мало кто знает. Я никогда не брался за эффектные в том или ином смысле темы. Это раз. И два: я всегда работал в областях, которые, пока я там работал, не привлекали особого внимания».

Михай Чиксентмихайи,  Креативность. Поток. Психология открытий и изобретений, М., «Карьера Пресс», 2013 г., с. 148.

 

См. также: Принципиальная ошибка оценки научного труда в зависимости от должности и учёной степени по П.Л. Капице

 

Продолжение »»» 

(С) И.Л. Викентьев, 2014 г.