Как определить: «Насколько серьёзен ученик?» по Идрису Шаху

«В: Я слышал, вы говорили, что многие из людей, воображающих, что они серьёзно относятся к изучению суфизма, в действительности несерьёзны вообще и поэтому не могут получить от этого пользу. Можно ли привести пример?

О: Один из лучших примеров - наш ежедневный опыт. Люди читают книги или слышат нечто о суфизме и немедленно принимаются «прокладывать Путь к нашей двери». К настоящему моменту я опубликовал шестнадцать книг о суфийских идеях и действии. Несомненно, можно было бы сделать вывод, что если я публикую такой материал - и в таком количестве и с такой энергией, - то мы считаем его публикацию, и следовательно его изучение, важным.

Но из примерно 10 000 или около того писем, получаемых каждый год, следует, что значительная часть людей, считающихся «серьёзными» (они претендуют на это), не потрудилась даже прочитать этот материал. Если бы они были серьёзными, то уделили бы ему серьёзное внимание. Если они не хотят письменных материалов, как они так часто заявляют, то почему обращаются ко МНЕ, ведь я работаю отчасти с письменным материалом? Люди посещают меня, не усваивая ни звука из того, что мы говорим, потому что они не изучили нашу литературу, - и, поэтому, я не могу помочь им.

Они приходят со всего мира, тратя деньги и теряя время, но они не хотят тратить деньги на книги, не хотят уделить время их изучению. Воображаете ли вы, что таких людей можно считать «серьёзными»? Признаться, они составляют лишь меньшую часть всех наших контактов, однако огромное число людей, стремящихся к контакту со мной, означает, что в целом это меньшинство дает значительное количество индивидуумов. Если вы хотите кого-то оценить, то посмотрите, что он делает, игнорируя, хотя бы временно, его заявление о «его серьёзности».

Если он действует серьёзно, вы более благосклонно примете его претензии на серьёзность. Если он лишь говорит об этом, не важно сколь сильно он в это верит, то мы можем лишь заключить, что он слабо или совсем не представляет себе, что он в действительности делает, и, следовательно, я ничем не могу быть ему полезным, особенно потому, что сначала он нуждается в элементарных наставлениях по здравомыслию.

В наши дни, как и в прошлом, то, что обычно называется знанием, является огромной «завесой» для понимания. Газур-и-Илахи напоминает своим слушателям, что существует схоластическое, наблюдательное учение. Внутреннее знание - восприятие - является реальной формой знания. Одно подобно познаванию о мёде путём его изучения, другое - это знать его по вкусу. Одно является познанием. Другое - только познание о познании.

То, что кажется отсутствием «серьёзности», - действительно точнее подпадает под ваше второе определение: что люди не могут извлечь пользу. Причина заключается в том, что у них нет желания уделить внимание тому, что говорится и делается.

Когда мы говорим о «серьёзности» ученика, нам следует помнить, что многие люди имеют очень слабое представление о том, что могла бы означать серьёзная учёба. Для них это часто означает принудительную учебу независимо от того, есть результат или нет. Вы, возможно, слышали, что Британская Ассоциация по Распространению Научных Знаний (куда я, между прочим, принят пожизненным членом) провела собрание, на котором среди сообщаемых открытий были такие: «Лунная порода имеет общие свойства с сырами чеддер и эмменталь; толстые люди обычно не идут в университет; крысы предпочитают слушать Моцарта, а не Шёнберга».

Это было не в средневековье, с его «ангелами на конце иглы», а в 1970 году от Рождества Христова...»

Идрис Шах, Учиться как учиться. Психология и духовность на суфийском пути, М., «Урсс», 1999 г., с. 81-82.