Свойства «потока творчества / креативности» по Михаю Чиксентмихайю

«Чем бы ни занимались опрошенные мною люди, опыт потока они описывали практически одинаково. Спортсмены, художники, религиозные мистики, учёные и заурядные люди говорили о самых приятных для них занятиях одними и теми же словами. На описание почти не влияли такие факторы, как культура, пол или возраст; старые и молодые, богатые и бедные, мужчины и женщины, американцы и японцы одинаково испытывали это удовольствие, пусть даже получая его в ходе совершенно несхожих занятий. В описаниях переживаний, которые они испытывали при выполнении приятного дела, снова и снова прослеживались девять основных элементов:

1. На каждом этапе пути имеется ясная цель. В повседневной жизни, на работе, дома мы часто подвергаемся противоречивым требованиям и затрудняемся с постановкой цели. В состоянии потока мы всегда знаем, что нужно сделать. Музыкант знает, какую ноту сыграть следующей, альпинист знает, куда поставить ногу. Если работа доставляет удовольствие, то цели ясны: хирург знает, куда поведёт надрез в эту секунду, и в следующую, и дальше; у фермера есть план, по которому он засевает поле.

2. За каждым действием немедленно следует обратная связь. Опять-таки в отличие от обычной жизни в потоке мы знаем, насколько хорошо идёт дело. Музыкант сразу же слышит, правильно ли звучит сыгранная им нота. Альпинист сразу же понимает, верное ли движение совершил, потому что либо всё ещё висит на скале, либо уже летит в пропасть. Хирург видит, что разрез чист, а фермер смотрит на аккуратные борозды, которыми разлиновано поле.

3. Сложность задачи всегда соответствует имеющимся навыкам. (В случае гениальных достижений этот принцип точно не выполняется – Прим. И.Л. Викентьева). В состоянии потока мы чувствуем, что наши возможности вполне соответствует тем, что необходимы для выполнения задачи. В повседневной жизни нам часто кажется, что задача слишком трудна и для нас непосильна - это вызывает тревогу и фрустрацию. Или же мы чувствуем, что наш потенциал превосходит возможности для его выражения, - нам становится скучно. Игра в теннис или в шахматы с чересчур сильным противником - неприятно, с чересчур слабым - скучно. Чтобы игра была интересной, противники должны отыскать золотую середину между скукой и тревогой. То же самое происходит и в приятной работе, и в беседе, и в доставляющих удовольствие отношениях.

4. Действие и осознание идут рука об руку. Как правило, в повседневной жизни мы не сосредоточены на том, чем занимаемся. Студент в аудитории вроде бы и слушает преподавателя, но на самом деле мечтает об обеде или вспоминает вчерашнее свидание. Рабочий думает о выходных; мать, делая уборку, тревожится о ребёнке; игрок в гольф беспокоится о том, что друзьям не понравится его удар. А в состоянии потока мы сконцентрированы на том, что делаем. Соответствие задачи навыкам требует высокой концентрации внимания, которая возможна благодаря ясности цели и постоянному поступлению обратной связи.

5. Отвлекающие факторы находятся вне осознания ещё одной типичной характеристикой потока можно назвать то, что мы думаем лишь о вещах, которые важны здесь и сейчас. Если музыкант за роялем думает о здоровье или о проблеме с налогами, вполне вероятно, что он выдаст неверную ноту. Если хирург во время операции думает о чём-то своём, жизнь пациента оказывается в опасности. Поток возникает в результате активной концентрации на настоящем, избавляя нас от страхов, которые в жизни приносят с собой депрессию и тревожность.

6. Отсутствует страх неудачи. Находясь в потоке, мы слишком заняты делом и потому не можем даже подумать о неудаче. Некоторые описывают это как ощущение абсолютной власти над происходящим; но скорее всего дело тут не во власти, а в том, что мысль о неудаче просто не приходит к нам в голову. Будь это иначе, мы не смогли бы полностью сконцентрироваться на задаче и делили бы своё внимание между собственной работой и ощущением контроля. Страх неудачи не возникает потому, что в состоянии потока мы ясно видим, что следует делать, а наши навыки потенциально соответствуют сложности поставленной задачи.

7. Исчезают мысли о себе. В повседневной жизни мы постоянно следим за тем, как выглядим в глазах других людей; мы постоянно готовы защищаться от возможного презрения окружающих и изо всех сил стремимся произвести благоприятное впечатление. Как правило, такая озабоченность собой нас тяготит. Находясь в состоянии потока, мы слишком поглощены делом и потому не можем думать об обороне своего эго. Однако после того как эпизод потока будет окончен, мы выныриваем с окрепшей самооценкой, сознавая, что сумели справиться с трудной задачей. Мы можем даже почувствовать, что вышли за границы своего эго и, пусть на время, стали частью чего-то большего. Музыкант чувствует себя частью космической гармонии, спортсмен - частью команды, читатель романа на несколько часов погружается в иную реальность. Как это ни парадоксально, наше «я» расширяется за счёт того, что мы на время забываем о себе.

8. Искажается чувство времени. Как правило, в потоке мы забываем о времени, и несколько часов кажутся нам несколькими минутами. Бывает и наоборот: спортсмен, занимающийся фигурным катанием, может сказать, что быстрый оборот, в реальности занявший не более секунды, для него длился вдесятеро дольше. Иными словами, часы уже не отсчитывают равные промежутки проживаемого нами времени, и ощущение длительности происходящего зависит от того, чем мы занимаемся.

9. Дело становится самоценно. При соблюдении большинства этих условий мы наслаждаемся делом, которое дарит нам такие чувства. Допустим, я боюсь пользоваться компьютером и учусь этому лишь потому, что так надо для работы. Я умею всё больше и больше, понимаю, какие возможности открывает передо мной компьютер, и не исключено, что начинаю пользоваться компьютером ради самого процесса. На этом этапе моя деятельность становится ценна сама по себе. Самоценным является обычно занятие живописью, музыкой, спортом. Единственная причина для них - это ощущения, которые мы получаем в процессе. Большинство окружающих нас вещей имеет внешнюю ценность: мы делаем их не потому, что нам нравится, а ради достижения какой-то цели в будущем.

Есть вещи, объединяющие в себе оба эти качества: скрипачу платят за игру, а хирург получает за свою работу почёт и хорошие деньги в придачу, а кроме того, оба получают от своего дела удовольствие. Секрет счастливой жизни во многом сводится к тому, чтобы делать как можно больше обязательных дел в состоянии потока. Если работа и семейные отношения становятся самоценны, значит, мы всему нашли своё место, и всё, что мы делаем, мы делаем потому, что нам это нравится».

Михай Чиксентмихайи,  Креативность. Поток. Психология открытий и изобретений, М., «Карьера Пресс», 2013 г., с. 135-139.