Творческое / креативное старение по Михаю Чиксентмихайю

«Учёные по-прежнему не могут прийти к единому мнению относительно взаимосвязи возраста и творческих способностей. Когда эта тема начала изучаться впервые, результаты исследований заставили предположить, что пик творческих способностей приходится на третье десятилетие жизни, в то время как лицам старше шестидесяти принадлежит менее 10 процентов значительных достижений.

Однако мнения о том, что следует считать значительным достижением, разделились. Если же взять итоговые результаты деятельности, картина будет выглядеть совершенно иначе. В гуманитарной области количество достижений сохраняется на одном уровне между тридцатью и семьюдесятью годами, в точных науках наблюдается аналогичная картина, и только в области искусства после шестидесяти лет мы имеем резкий спад. В нашей выборке продуктивность тоже не угасала со временем, напротив, в старшем возрасте человек работал лишь продуктивнее. Когда Лайнусу Полингу исполнился девяносто один год, он заявил, что между семьюдесятью и девяноста годами опубликовал столько работ, сколько не публиковал за любые другие два десятка лет жизни.

Проведённые недавно исследования указывают на то, что не только количество, но и качество работы с возрастом остается неизменным, причем порой самые выдающиеся свои работы человек создаёт в старшем возрасте.

Джузеппе Верди написал «Фальстафа», будучи восьмидесяти лет от роду, причём эта опера во многих смыслах стала одним из лучших его произведений, а по стилю очень сильно отличается от всего написанного прежде. Бенджамин Франклин изобрёл бифокальную линзу, когда ему было семьдесят восемь; Фрэнк Ллойд Райт завершил свой шедевр, музей Гуггенхейма, в девяносто один год; Микеланджело написал потрясающие фрески в капелле Паолина (Ватикан), будучи восьмидесяти девяти лет от роду.

Итак, хотя в некоторых областях жизни эффективность может достигать своего пика между двадцатью и тридцатью годами, способность изменить символический домен и тем самым сделать вклад в культуру на практике в последующие годы лишь возрастает.

Один из задаваемых в ходе интервью вопросов касался крупных перемен, случившихся с респондентом в последние два-три десятилетия его жизни и связанных в первую очередь с работой. Ответы очень наглядно показывают, как творческие личности воспринимают процесс старения.

В целом респонденты не видели особой разницы между шестым и восьмым или между седьмым и девятым десятком лет жизни. Они считали, что их работоспособность ничуть не пострадала, цели, по сути, были те же, что и всегда, а качество и количество достижений лишь немногим отличалось от тех показателей, которые имелись в прошлом. Общие жалобы на здоровье или самочувствие практически отсутствовали. Абсолютно все, включая респондентов далеко за восемьдесят, положительно расценивали своё физическое состояние, хотя вполне реалистично воспринимали все связанные с возрастом слабости и ограничения.

Удивляет тот факт, что при изучении всех ответов выяснилось, что о переменах в лучшую сторону респонденты сообщали вдвое чаще, чем о переменах к худшему. Возможно, столь радужная картина сложилась отчасти из-за стремления показать себя на интервью с лучшей стороны…».

Михай Чиксентмихайи,  Креативность. Поток. Психология открытий и изобретений, М., «Карьера Пресс», 2013 г., с. 250-251.