Карьера креативной личности / человека по Михаю Чиксентмихайю

«Большинство креативных достижений являются следствием плотной и длительной работы в конкретном домене, причём начинается она ещё в детстве, затем продолжается в школе, университете, лаборатории, в художественной студии, в мансарде писателя, в бизнес-корпорации. Как видно из этого перечня, путь человека в профессии серьёзно зависит от домена, в котором этот человек работает.

Карьера поэта будет очень сильно отличаться от карьеры физика-энергетика или главы банковского конгломерата. Кроме того, даже в одной и той же области могут наблюдаться значительные различия между карьерой мужчины и карьерой женщины. Да можно ли отыскать во всем этом разнообразии хоть что-то общее?

Карьеры всех творческих людей имеют одну общую черту: это не карьеры в обычном понимании слова. Большинство из нас поступает на низшую должность в какую-либо организацию, сколько-то лет исполняет предписанную роль, а затем уходит уже с более высокой должности. Нам заранее более-менее известно, чем мы будем заниматься в течение этого времени, а если эту работу не будем делать мы, её с таким же успехом станет выполнять кто-нибудь ещё.

Рабочий может начать инструментальщиком, а на пенсию выйти старшим мастером; учитель может тридцать лет преподавать, и в конце концов стать директором школы; солдат может стать сержантом; молодой юрист может подняться до партнёра в фирме и так далее. Эти роли сравнительно чётко прописаны, и мы стараемся им соответствовать. Пусть в постиндустриальной экономике, к которой мы сейчас переходим, эти роли заданы чуть менее жёстко, но я всё же очень удивлюсь, если большинство перестанет следовать предписанному ему карьерному пути.

Творческие же люди, напротив, обычно бывают вынуждены изобретать работу, которой они хотели бы заниматься всю жизнь.

До Фрейда не было психоаналитиков, до братьев Райт - инженеров-авиастроителей, до Гальвани, Вольта и Эдисона - специалистов по электричеству, до Рентгена - рентгенологов. Все эти люди не только открыли новый способ мышления и действия, но и стали первыми практиками в домене, который открыли, а уж потом пришедшие следом стали получать работу и делать карьеру в этой области.

Таким образом, у творческого человека карьера не складывается - он сам её создает. Вдобавок этим первопроходцам приходится создавать ещё и поле, представители которого разделят их идеи, поскольку в противном случае открытие скоро исчезло бы из культуры.

Фрейду пришлось привлекать в свой лагерь врачей и неврологов; братья Райт должны были убедить других механиков в том, что авиастроение - дело серьёзное.

Карьера может существовать только в рамках поля, и потому человек, который хочет сделать карьеру в несуществующем поле, должен его создать. Именно это и проделывают создатели новых доменов.

Но как же писатели, музыканты, художники? Это всё - профессии из числа древнейших. Значит, нельзя утверждать, что творческий человек создает роль поэта? Нет, такое утверждение будет в некотором смысле абсолютно верным.

Каждый поэт, музыкант или художник, оставляющий по себе след, должен отыскать способ писать, сочинять музыку или рисовать так, как никто ещё не делал до него.

Так и получается, что, хотя роль художника и известна давным-давно, сущность работы художника каждый раз оказывается новой».

Михай Чиксентмихайи,  Креативность. Поток. Психология открытий и изобретений, М., «Карьера Пресс», 2013 г., с. 228-229.

 

Уровни оценки новизны результата / достижения по И.Л. Викентьеву

Видеоролик о критериях оценки креативных достижений

 

 Наши правила, включая обсуждение видео на YouTube