Мания великой личности мира у Адольфа Гитлера

«Довольно часто возникает вопрос, что было бы, если, бы Гитлер смог реализовать себя как художник. По мнению многих, за исключением совсем уж нетерпимых противников Гитлера, определённые художественные способности к живописи и архитектуре у фюрера действительно были. И как думают некоторые исследователи и публицисты, стал бы Гитлер профессиональным живописцем или архитектором, и не было бы национал-социализма в Германии, «окончательного решения еврейского вопроса» и Второй мировой войны.

Но мне кажется, что и в случае, если бы Гитлера приняли в Академию художеств, долго в роли профессионального живописца он бы существовать не смог. Адольф мыслил себя не иначе как великим человеком, способным потрясти мир. Чтобы достичь такого положения в мире прекрасного, Гитлеру потребовалось бы, как минимум, достичь уровня Сальвадора Дали. А столь неординарных способностей к живописи, по единодушному мнению экспертов, у фюрера не было.

Да и сам он признавался, что хотел быть не художником, а архитектором. Но и в этом, как мы убедимся, не преуспел. Так что единственным поприщем, где он имел возможность достичь величия, оставалась политика и война как её самое крайнее проявление. Но до этого было ещё далеко. Пока же перед Гитлером стояла насущная задача окончить школу и получить аттестат о среднем образовании.

В Штайре Гитлер учился успешнее, чем в Линце, но отличные оценки по-прежнему были у него только по рисованию и физкультуре. За первое полугодие 1905 года он прогулял 30 дней. 3 марта 1942 года он вспоминал в «Вольфшанце»: «В общем, я учил не более 10 процентов от того, что учили другие. Я всегда очень быстро справлялся с домашними заданиями. Однако в истории я разбирался хорошо. Часто мне было жаль своих одноклассников. «Пойдём играть!» - предлагал я. «Нет, мне ещё заниматься надо!». […]

В это время он зарабатывал достаточно денег, чтобы уже в мае 1911 года отказаться от ежемесячной пенсии в 25 крон по случаю потери кормильца (причитавшейся ему ещё на протяжении двух лет) в пользу своей сестры Паулы.

По иронии судьбы среди покупателей гитлеровских акварелей было немало евреев из числа венских коммерсантов и интеллигенции. В их числе были и те, кто покупал картины главным образом для того, чтобы поддержать молодого талантливого художника. Четверть века спустя Гитлер с лихвой отблагодарил их за это участие.

В целом коммерческой живописью в Вене Гитлер занимался не слишком усердно, зарабатывая ровно столько, сколько хватало на более или менее сносное существование, но никак не больше. Он предпочитал иметь досуг для чтения. В Вене будущий фюрер впервые начал интересоваться политикой и проникся лютой ненавистью к евреям и стойкой нелюбовью - к дунайской монархии. Эти чувства подогревались тем, что живописная халтура ради денег в глубине души претила Гитлеру. Он считал себя непризнанным великим художником, чьи картины достойны украшать лучшие галереи мира. Позднее, уже в годы Второй мировой войны, фюрер уверял своих собеседников в ставке «Вольфшанце» (она располагалась в Растенбурге, в Восточной Пруссии), что, если бы не началась Первая мировая война, то он бы стал одним из первых архитекторов Германии, если вообще не самым первым.

Вену, в отличие от Линца, Гитлер так и не полюбил по-настоящему. Она была для него слишком космополитичным городом, давно утратившим подлинный «германский дух». Вот к Линцу он на всю жизнь сохранил самые теплые чувства и после победы во Второй мировой войне мечтал сделать его самым красивым немецким городом на Дунае и рассчитывал возвести там ряд монументальных зданий по собственным проектам. Фюрер мечтал после победы поселиться там навсегда, отойти от государственных дел и жить в уединении, предаваясь размышлениям об историческом предназначении германской расы и благотворной силе искусства».

Соколов Б.В., Адольф Гитлер. Жизнь под свастикой, М., «Аст-Пресс книга», 2004 г., с. 16 и 28.