Эволюция и самоорганизующиеся системы по Уильяму Эшби [продолжение]

Начало »

 

«Переход к равновесию тривиален в простом маятнике, потому что равновесие тут представлено всего одной точкой, - продолжал Эшби. - Но когда, например, экономика целой страны переходит от методов военного времени к мирной жизни, тогда область устойчивости обширна и в её пределах могут разыгрываться много интересных событий.

В этом смысле вычислительная машина как бы послана нам небом, ибо она даёт возможность перебросить мост через пропасть, отделяющую понятия простого и тривиального от сложного и интересного. Она позволяет существенно продвинуться вперед в понимании так называемого спонтанного возникновения жизни - наблюдая, как в вычислительной машине возникают несколько более простые варианты тех же явлений. […]

 …Эшби не страшится насмешек и не гонится за суперсовременной философской модой. В пережившей века манере мыслителей древности он ищет бетонные глыбы, на которых покоится мироздание.

И вот - всего только новый закон: постоянство условий ведёт к возникновению разумной жизни. «Биолог наблюдает лишь частное проявление этого закона, когда анализирует ход эволюции». Эволюция - «лишь частное проявление»!

«Вас что-то не устраивает, революционеры мысли? - словно говорит Эшби. - Ах, мне показалось! Ну, конечно, разве сейчас кого удивишь новой идеей?» И, не предполагая даже возможности полемики по самоочевидному вопросу, он предлагает коллегам рассмотреть обещанные «несколько более простые варианты тех же явлений», которые возникают в вычислительной машине:

«Конкуренция между видами считается чисто биологическим явлением, тогда как на самом деле это лишь выражение значительно более общего процесса».

Пусть у нас имеется вычислительная машина, память которой заполнена случайным образом цифрами, скажем, от 0 до 9. И пусть её работа подчиняется простому, но постоянно действующему закону: цифры попарно перемножаются и крайняя правая цифра произведения становится на место первого сомножителя. Запустим машину и дадим ей «эволюционировать». Что произойдет? По законам этого мира, чётное, умноженное на чётное, даёт чётное, а нечётное, помноженное на нечётное, даёт нечётное. Но чётное, умноженное на нечётное, даёт чётное! Поэтому после ряда смешанных встреч чётные числа имеют больше шансов выжить, то есть остаться в памяти машины. Таким образом, по мере эволюционирования системы мы увидим, как чётные числа постепенно будут замещать нечётные. И все это происходит только из-за того, что в замкнутой системе - вычислительной машине, -  постоянно действовали одни и те же законы.

Конечно, эта модель эволюции серьёзна не на все сто процентов. Но зато она наглядна. Вот вам несколько видов животных, уцелевших за тысячелетия борьбы: 2 - это, если угодно, кошка; 4 -  пусть будет собака; 6 - к примеру, лошадь, 8 - слон, а символ 0 - удобнее всего оставить для обезьяны.

Хотите увидеть, как появился человек? Пожалуйста!

Чётные числа, населяющие теперь машинную память, появляются не равновероятно: среди них наибольшей выживаемостью обладают нули, ибо только они не изменяются при умножении (помните школьную заповедь: «любое число, помноженное на нуль, есть нуль»?). Поэтому с течением времени нули вытеснят все другие числа и станут единственными обитателями своей необычной Вселенной.

«Поэтому, когда мы спрашиваем, что явилось необходимым условием возникновения жизни и разума, ответом будет не «углерод» или «аминокислоты» или какие-либо другие конкретные вещи, а лишь то, что динамические законы природы были неизменными».

Так формулирует Эшби причины возникновения жизни с точки зрения кибернетики. И вместе с тем это, конечно, его ответ на вопрос, что есть самоорганизация и как она получается. Вам нужна разумная жизнь? Рецепт Эшби прост: надо лишь изолировать достаточно сложную систему - создать в ней такие условия, чтобы законы стали постоянными и «система сама   разовьёт организмы, приспособленные к внешней среде». То есть самоорганизуется. И притом «нет принципиальных препятствий к созданию искусственных организмов любой желаемой сложности и разумности».

Вот так формулируется другая крайняя точка зрения на происхождение жизни - «она не могла не возникнуть».

Левитин К.Е., Всё, наверное, проще…, М., «Знание», 1975 г., с. 38-41 и 42-44.