Инструкция по работе с Контекстной панелью

Герметизм - откровения Гермеса Трисмегиста

«Это философско-мистическое учение о спасении изложено в ряде трактатов, относящихся к первым столетиям христианской эры.

«Термин «герметизм», который так любят повторять в наше время, происходит от имени эллинистического божества Гермеса Трисмегиста (Триждывеличайшего),  хранителя высшего знания и открывателя тайн мироздания.

В его образе слились представления о древнегреческом боге Гермесе, покровителе Слова и Науки, и египетском Тоте, боге писцов и магов, жрецов и посвященных. Герметическое учение изложено от имени Гермеса Трисмегиста в серии трактатов позднего эллинистического периода, происходящих из александрийских кругов и сочетаюших восточную философскую мысль с греческой, в частности, с философией неоплатоников.

Кроме того, оно несёт на себе явный отпечаток влияния позднеегипетских верований с элементами астрологии и алхимии. Древнейшие из текстов относятся к III веку до Pождества Христова, а самые поздние датируются II-III веками нашей эры.

Позже герметические тексты были объединены в отдельный сборник, озаглавленный Герметический корпус (Corpus hermeticum). Он содержит семнадцать кратких трактатов, написанных по-гречески, в которых божественное откровение представлено в форме диалогов между Богом и посвящённым. В первом трактате, который называется Поймандр, в роли посвящающего выступает верховный ум Нус, второй же трактат - Дева Мира представляет сотворение мира в виде алхимической операции. Этот сборник был дополнен латинским переводом с греческого, известным под названием Асклепий.

Представляющий собой любопытную смесь архаизирующих народных верований с мистической философией; герметизм близок, но не тождествен гностицизму. В течение длительного времени он оказывал несомненное влияние на развитие философской мысли. В частности, Герметический корпус изучался философами средневековья и был в большой чести у гуманистов-неоплатоников эпохи Возрождения.

Герметизм - учение о спасении через обладание гносисом (знанием посвящённых) - утверждает, что человек двойствен по своей природе.

Через своё тело он принадлежит материи, иллюзорной и смертной, источнику всех зол, но душой он связан с верховным умом, Логосом-Творцом. Спасение для человека заключается в познании (гносисе) своей истинной природы, что возможно лишь путём возвышения над чувственными условностями до состояния экстаза и встречи с Богом -  источником блаженства, к которому душа возвращается, очистившись в ходе бесчисленных жизней.

Эта концепция природы человека строится на основном принципе герметизма: «То, что наверху, такое же, как то, что внизу; то, что внизу, такое же, как то, что наверху». Таким образом, существует скрытая связь между видимым и невидимым, раскрыть которую может «королевское искусство» - алхимия духа».

Жак Бросс, Духовные учителя, СПб, «Академический проект», 1998 г., с. 61-62.