Работа капиталистической экономики США в годы войны

«… военные грузовики и джипы, придавшие Красной армии большую и решающую мобильность в 1943-1944 годах, пришли из американской промышленности. Кроме того, Западные силы совместно поставляли современную технологию, которая постепенно дала России воздушное превосходство на Востоке: даже в 1946 г. Британия всё ещё посылала России авиационные двигатели, ставшие основой весьма успешного послевоенного МиГ-15.

Принятие «военного социализма» Людендорфа и кейнсианской макроэкономики в Британии позволило её капиталистической экономике заработать намного эффективнее германской: в 1942 г. её военное производство было выше на 50 процентов.

Но истинным мотором победы союзников стала американская экономика. Только за год количество построенных танков было увеличено до 24 000, а самолетов - до 48 000. До конца первого года войны Америка довела своё военное производство до уровня трёх сил Оси вместе взятых, а к 1944 г. удвоила его ещё раз, создав в то же время армию, насчитывавшую в 1943 г. более 7 миллионов человек.

Это поразительное ускорение стало возможным, благодаря присущему американской системе динамизму и гибкости в сочетании с национальной целью, сыгравшей такую же животворную роль, как оптимизм в двадцатые годы. Война действовала как процветающий рынок, который поощрял предпринимательские качества американцев, бросая не глядя неограниченные материальные и людские ресурсы Америки в бездонное море потребления. Одной из причин победы американцев при Мидуэе было сокращение трёхмесячного ремонта авианосца Йорктаун до сорока восьми часов, благодаря круглосуточной работе 1200 техников.

Строительный график координационного центра обороны - Пентагона, с его шестнадцатью милями коридоров и 600 000 кв. футов канцелярий, был сокращен с семилетнего срока до четырнадцати месяцев. Война вернула на пьедестал американского капиталистического народного героя. Генри Кейзер, Генри Моррисон и Джон Маккоун - инженеры из Сан-Франциско, которые создали Боулдер Дам (крупное водохранилище – Прим. И.Л. Викентьева) […], задали тон в соревновании во время войны. Они построили самый большой завод в мире для производства цемента и первый завод для непрерывного литья стали.

Когда им было приказано строить корабли любой ценой, они -сократили время постройки одного корабля «Либерти» с 196 до 27 дней, а в 1943 г. уже спускали по одному каждые 10,3 часа. «Дженерал Электрик» только за 1942 г. успела увеличить объём своего производства судовых турбин с 1 миллиона до 300 миллионов.

Америка выиграла войну по существу посредством включения капиталистических методов для неограниченного производства огневой мощи и механизации живой силы. После поражения в решающей битве за Гвадалканал (Один из Соломоновых островов в Тихом океане – Прим. И.Л. Викентьева), Тэнно Хирохито спросил начальника штаба флота: «Почему так получилось, что американцам понадобилось всего лишь несколько дней для постройки авиационной базы, а японцам - больше месяца?» Всё, что мог ответить Нагано было: «Действительно, очень сожалею».

Истина была следующей: американцы имели большой набор бульдозеров и других землеройных машин, а японцы - только силу собственных мускулов.

Сокрушительное сочетание современной технологии и непревзойденной производительности труда приняло особенно осязаемую и значительную форму в военно-воздушных силах. Для этого было две причины. Во-первых, англичане убедили американцев, что это самый лучший вариант максимального использования их огромных экономических ресурсов, дававший минимальные потери в живой силе. Во-вторых, бомбовые удары были гораздо более подходящими для морального импульса обеих наций: то, что английский физик-атомщик П.С.М. Блэкетт назвал «комплексом Юпитера» - представление о Союзниках как о праведных богах, метающих молнии возмездия на головы своих лютых врагов».

Пол Джонсон, Современность: Мир с Двадцатых по Девяностые годы, Часть I, М., «Анубис», с. 459-460.