Инструкция по работе с Контекстной панелью

Силлогизмы средневековой логики

«Часто высказывается мнение о том, что вся средневековая логика - это дидактическая систематизация античной логики. Однако, как увидим, это не совсем так.

Для средневековых логиков не стоял (как для нас) вопрос о собственной оригинальности, первоочередными были задачи преподавания.

Многие учебники содержали обстоятельные объяснения логических правил в духе строгой неумолимой ясности, приспособленные, в частности, и к умам посредственным. Для них изобретались искусные аббревиатуры и мнемотехнические упражнения, в которых ясно ощущается забота авторов о молодых умах, их профессиональной подготовке, где ни одна мелочь не должна быть упущена.

Уже в XIII веке существовало множество таких техник.

Правил, необходимых для соблюдения в корректном силлогизме, как минимум восемь.

1). В силлогизме должно быть три термина, не больше и не меньше.

2). Один термин не может иметь объём больший в заключении, чем в посылке.

3). Средний термин должен быть подан во всем объёме хотя бы раз.

4). Средний термин не может подменять собой термины заключения.

5). Из двух негативных посылок не следует ничего.

6). Из двух утвердительных посылок нельзя получить отрицательный вывод.

7). Если одна из посылок негативная или частная, негативным и частным будет также и вывод.

8). Одна из посылок должна быть универсальной.

Очевидно отсюда, что соблюдение этих правил гарантирует логическую корректность силлогизма, оставляя за скобками вопрос об истинности вывода. Вывод будет верным, если верны посылки. Выводы, по мнению схоластов, истинны, если посылки самоочевидны или получены из непосредственного опыта.

Абстрагируясь от гносеологических проблем получения посылок, их отношения к выводам суммированы двумя формулами:

1. Из истинного не следует ничего, кроме верного.

2. Из ложного следует всё, что угодно.

Последнюю формулу проиллюстрируем примером. Положим, сегодня 25 декабря 2001 года. Я говорю: сегодня 26 декабря 2001 года. Ясно, что это ложь. Но также будет очевидной истиной то, что сегодня не 27 декабря 2001 года».

Дарио Антисери, Джованни Реале, Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье, СПб, «Пневма», 2003 г., с. 658.