Шесть ступеней Божественного озарения по Бонавентуре

«1. Вначале я взываю к Первоистоку, откуда исходит любое озарение, к Отцу светов, от Которого нисходит «всякое деяние благое и всякий дар совершенный», т.е. к вечному Отцу. Я взываю к Нему через Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он при посредничестве Пресвятой Девы Марии, Богоматери, Матери Господа нашего Иисуса Христа, а также наставника и отца нашего святого Франциска просветил очи сердца нашего, чтобы могли мы направить ноги наши на путь мира, который превыше всякого ума, мира, благовествованного и дарованного Господом нашим Иисусом Христом, новым проповедником которого стал отец наш Франциск, с мира начинавший и заканчивавший свою проповедь, желая его в каждом своем приветствии и тоскуя об этом озаряющем душу мире как гражданин небесного Иерусалима во время каждого молитвенного созерцания. Этот миролюбивый человек, который был мирным среди тех, кто ненавидит мир, говорит об этом мире: «Просите мира Иерусалиму». Ведь он знал, что трон Соломона покоится на мире, ибо написано: «В мире установил он свое жилище и пребывание свое на Сионе».

2. Когда по примеру отца нашего святого Франциска я, грешный, недостойный седьмой преемник блаженного отца, после его смерти в генеральском служении братьям, задыхался в поисках этого мира, тогда случилось так, что по Божественному вдохновению почти в день тридцать третьей годовщины святого я оказался на склоне горы Альверны как на месте покоя, желая обрести духовный мир. Будучи там и размышляя о путях духовного восхождения к Богу, вспомнилось мне среди прочих чудо, происшедшее с самим святым Франциском, когда он увидел серафима с крыльями, сложенными по подобию Распятия. Погружённому в эти мысли, открылось мне, что видение это говорит об экстазе блаженного отца и указывает путь, следуя по которому можно его достичь.

3. Под шестью крыльями серафима на самом деле следует понимать шесть ступеней озарения, которые проходит душа, как бы шесть ступеней или дорог, которыми она восходит к миру через экстатические излияния христианской мудрости. Нет иного пути к этому, кроме как пути пламенной любви к Распятому Христу, именно благодаря ей Павел восхищен был до третьего неба, и именно она настолько преобразила его во Христе, что он сказал: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос». Эта любовь завладела душой святого Франциска до такой степени, что дух вошёл в плоть, когда на протяжении двух последних лет своей жизни он носил на своём теле священные стигматы Страданий Христовых. Итак, образ шести крыльев серафима олицетворяет шесть ступеней озарения, начинающихся в сотворенном мире и ведущих к Богу, к Которому никто не войдет иначе, как через Христа Распятого. Ведь «кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник». А тот, кто через эту дверь «войдёт и выйдет и пажить найдет». Вот почему Иоанн говорит в Апокалипсисе: «Блаженны те, которые омыли одежды свои кровию Агнца, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами». Иными словами, апостол говорит, что войти в небесный Иерусалим через созерцание можно только вратами крови Агнца. Только тот расположен к созерцанию Бога, которое ведёт к духовному восхищению, кто станет, подобно Даниилу, мужем желаний. Две вещи воспламеняют в нас эти желания: глас молитвы, заставляющий кричать от терзания сердца, и вспышка узрения, благодаря которой наша душа наипрямейшим и наисильнейшим образом обращается к лучам Божественного света.

4. Теперь я призываю читателя вначале обратиться с сокрушенным сердцем в молитве ко Христу Распятому, Его кровью мы очищаемся от нечистоты греха. Только пусть читатель не думает, что достаточно чтения без духовного помазания, узрения без благоговения, исследования без восторга, внимания без духовной радости, усердия без милосердия, знания без любви, ума без смирения, учености без Божественной благодати, умозрения духовного зеркала без мудрости, вдохновленной Богом. Я предлагаю эти размышления всем просвещенным Божественной благодатью, смиренным и благочестивым, помазанным священным елеем, возлюбившим Божественную мудрость, воспламененным желанием ею обладать, тем, кто стремится посвятить себя прославлению Бога, кто стремится восторгаться Им и даже вкушать Его. При этом я предупреждаю, что мало или вообще ничего нельзя увидеть в зеркале, предложенном извне, если зеркало нашей души не очистить и не отполировать. Итак, сначала побуждай себя, человек Божий, стрекалом угрызений совести, прежде чем поднять глаза к лучам мудрости, которые отразятся в зеркале души, чтобы не быть тебе ослепленным их светом и не упасть в более густую тьму.

5. Я счёл уместным разделить трактат на семь глав, озаглавив каждую для облегчения понимания. И я прошу читателя более обращать внимание на намерение автора, чем на само произведение, более на смысл сказанного, чем на безыскусность стиля, более на истину, чем на изящество слога, более на порыв сердца, чем на ученость. Именно поэтому я прошу читателя не бегло просмотреть предлагаемые суждения, а внимательно прочесть всё».

Бонавентура, Путеводитель души к Богу, цитируется по: Дарио Антисери, Джованни Реале, Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье, СПб, «Пневма»,2003 г., с. 604-606.