Этапы развития человека по П.Д. Успенскому

Мы уже сталкивались с трудностями, обусловленными нашим языком. Например, мы хотим говорить о человеке с точки зрения эволюции. Но слово человек в обычном языке не допускает никаких разновидностей или градации. Тот, кто никогда не был сознателен и никогда об этом не подозревал; ведущий борьбу, чтобы стать сознательным; полностью сознательный - всё это человек на нашем языке, всегда и в любом случае. Чтобы избежать трудностей и помочь учащемуся классифицировать новые идеи, система даёт подразделение на семь категорий людей.

Первые три категории принадлежат практически одному и тому же уровню.

Человек № 1 - это человек, у которого двигательный и инстинктивный центры доминируют над интеллектуальным и эмоциональным центрами, т. е. Физический человек.

Человек № 2 - это человек, у которого эмоциональный центр господствует над интеллектуальным, двигательным и инстинктивным, Человек Эмоциональный.

Человек № 3 - это человек, у которого интеллектуальный центр преобладает над эмоциональным, двигательным и инстинктивным. Человек Интеллектуальный.

В обычной жизни мы встречаемся только с этими тремя категориями людей. Каждый из нас и все нам известные люди принадлежат к № 1, № 2, или № 3. Имеются высшие категории, но люди не принадлежат от рождения к этим высшим категориям. Все они рождаются под № 1, № 2 или № 3 и способны достичь высших категорий только посредством школ.

Человек № 4, как таковой не рождается. Он является продуктом школьной работы. Он отличается от № 1, 2, 3 своим знанием себя самого, пониманием своего положения и, если выразиться технически, обретением постоянного, центра тяжести. Под последним я имею в виду, что идея достижения постоянного Я и воли, т. е. идея саморазвития уже стала для него важнее всех прочих интересов.

Нужно добавить к их характеристике человека № 4, что у него более сбалансированные функции и центры, причем таким образом, как их никогда не удастся сбалансировать без работы над собой согласно принципам и методам школы.

Человек № 5 - это человек, который обрёл единство и самосознание. Он отличается от обычного человека, поскольку у него работает один из высших центров, у него имеются многие функции и силы, каковыми обычный человек - № 1, 2 и 3 - не располагает.

Человек № 6 - это человек, достигший объективного сознания. У него работает другой высший центр. Он обладает многочисленными новыми способностями и силами, лежащими за пределами понимания обычного человека.

Человек № 7 - это человек, достигший всего того, чего вообще может достигнуть человек. У него постоянное Я и свободная воля. Он способен контролировать все состояния своего сознания, и он уже не может утратить чего-либо из им обретённого. Согласно иному способу описания, он бессмертен в пределах Солнечной системы.

Понимание такого подразделения на семь категорий очень важно, поскольку оно имеет очень много применений во всевозможных видах изучения человеческой деятельности. Оно дает в руки тех, кто ведает, очень сильный и точнейший инструмент или орудие определения проявлений, каковые невозможно определить без него. Возьмите, например, общие представления о религии, искусстве, науке и философии. Начиная с религии мы сразу видим, чем будет религия для человека № 1, - всё формы фетишизма, как бы они ни назывались; религия человека № 2 - это эмоциональная сентиментальная религия, переходящая иной раз в фанатизм, грубейшие формы нетерпимости, преследования еретиков и т. д.; религия человека № 3 - это теоретическая, схоластическая религия, исполненная аргументов по поводу слов, форм, ритуалов, которые делаются важнее всего остального; религия № 4 - это религия человека, работающего над саморазвитием; религия человека № 5 - это религия человека, достигшего единства, видящего и знающего множество вещей, которых человек № 1, 2 и 3 не видит и не знает; затем следует религия человека № 6 и человека № 7, о которой мы ничего не можем знать.

Те же градации применимы к искусству, науке и философии. Должны существовать искусство для человека № 1, 2, 3, наука для человека № 1, 2, 3, 4 и т. д. Вы должны сами попытаться найти для себя примеры.

Подобное расширение и уточнение понятий значительно улучшает наши возможности найти правильное решение для многих наших проблем.

А это значит, что система даёт нам возможность изучения нового языка, нового для нас, который соединит для нас идеи, относящиеся к различным категориям, но которые в действительности едины, и различить идеи, по виду принадлежащие одной и той же категории, но различные в действительности. Разделение слова человек на семь слов - человек № 1,2, 3, 4, 5, 6, 7 - вместе со всем, что из этого следует, представляет пример этого нового языка.

Это даёт нам четвёртое определение психологии как изучение нового языка. Этот новый язык является универсальным языком, который люди иной раз пытаются найти или изобрести. Выражения универсальный язык или философский язык не нужно понимать как метафоры. Язык универсален в том же смысле, в каком универсальны математические символы. Он включает в себя помимо этого всё то, что мыслится людьми. Даже те несколько слов этого языка, которые были объяснены, дают вам возможность более точных мышления и речи, чем на обычном языке, со всеми существующими в нём научными и философскими терминологиями.

Успенский П.Д., Психология возможной эволюции человека, СПб, Весь, 2001 г., с. 45-47.