Формы движения по Аристотелю (из трактата «Физика»)

«У бытия есть множество смыслов и значений. Множество этих смыслов задано парой: потенциальное бытие и актуальное бытие, данное в виде действий. Относительно актуального потенциальное бытие выступает как небытие-в-действии. Такая потенция вполне реальна как эффективная способность к актуализации.

Движение - реализация того, что в потенции уже есть. Небытие, стало быть, есть форма перехода от потенциального к актуальному.

Дальнейшее развитие этой проблемы мы видим у Аристотеля в виде онтологической структуры возможных форм движения.

Он говорит о четырёх формах движения:

1) возникновение или разрушение как изменение в субстанции;

2) альтерация как изменение в качестве;

3) возрастание и убывание как изменение в количестве;

4) перенос и перемещение как локальное изменение.

Во всех формах предполагается наличие субстрата, переходящего от одного состояния к другому. Когда материя принимает форму, мы говорим о возникновении; если материя утрачивает форму, говорят о разрушении.

Переход от большого к малому и наоборот - убывание и возрастание, а из одного пункта к другому - перенос.

Ясно, что лишь тела из материи и формы способны к изменению, значит, гилеоморфные структуры (то есть, образованные из материи и формы – Прим. И.Л. Викентьева) и есть субстрат движения».

Дарио Антисери, Джованни Реале, Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье, СПб, «Пневма», 2003 г.,  с. 206.

 

 Наши правила обсуждения умных видео на YouTube