Сравнение философии и науки по И.И. Гарину

«Философия не удовлетворяет имманентным критериям научности. Она не требует подтверждения своих систем эмпирическими данными и экспериментальными фактами (верификационный критерий).  Более того, длительная борьба советской философии с генетикой, теорией относительности, кибернетикой, социологией, аналитической психологией, психоанализом, многими другими «буржуазными науками» ярко свидетельствует о том, что согласие с наукой для «единственно научной философии» никогда не было важным.

Утверждения философии эмпирически непроверяемы и неопровержимы, ибо её объекты - сущность мира, бытие, свобода духа, абсурд человеческого существования, экзистенция - находятся за пределами научного исследования. Практика не является критерием философской истины, которая не может быть опровергнута или подтверждена фактами реальности.

В отличие от науки, в философии нет господствующих парадигм; ей изначально присущ плюрализм школ, систем, течений, истин, ценностей. Методы естественных наук абсолютно неприемлемы  для решения ценностных, телеологических или экзистенциальных проблем. (Замечу, что каких-либо доводов автор не приводит – Прим. И.Л. Викентьева)

Философия не имеет в своем арсенале экспериментальных методов, математического аппарата, способов проверки гипотез. Философ не проводит наблюдений, не ставит экспериментов, не собирает фактов, даже не выдвигает гипотез. Философский метод чисто аксиоматический, причём основоположения, аксиомы философских систем,  как и постулаты математических теорий, не предполагают эмпирического обоснования.  

Развитие философии кумулятивно в самом простом и наивном смысле этого слова: каждая новая философская концепция лишь добавляется к массе ранее созданных концепций, увеличивая общее  разнообразие возможных систем мировоззрения. И живёт она до тех пор, пока находятся люди, духовному складу которых она соответствует.

В отличие от науки филocoфия не придерживается принципов предметности и однозначности. Субъективность философии является её достоинством, позволяя всесторонне выражать многообразие мировоззрений и прогнозировать множество вариантов развития идей многонаправленного исторического процесса.

Философии сущностно полицентрична и синкретична, её истинность заключается в постоянном творении «неопровержимых» личностных представлений. Любой способ философствования незаменим и невытесняем иным.

Филосорфия отличается от науки большей степенью включённости или причастности персонального сознания к познанию. Она не столько познаёт мир, сколько скользит по самосознанию, является способом самоотождествления самосознания. Философия - внутренняя связь мира и сознания, интроспекция мира в связи с человеком как духовным существом».

Гарин И.И., Что такое философия?; Запад и Восток; Что такое истина?, М., «Терра – книжный клуб», 2001 г., с. 242-243.