Рыночный успех развлекательных книг Джеймса Хедли Чейза

«У романа Чейза есть удивительное свойство - он не позволяет отвлечься, отложить его в сторону, действует наподобие некоего «интеллектуального наркотика».

Секрет, надо полагать, в тонком расчёте автора. Исследовав книжный рынок, Рене Раймонд пришёл к выводу, что наибольшим спросом пользуются книги, позволяющие читателю отвлечься от насущных проблем и отдохнуть от них. Для подавляющего количества потребителей массовой развлекательной литературы совершенно чуждыми, нежизненными темами являются убийство, ограбление, киднеппинг. Но это распространённые «страшилки», на которых держится пресса, -  газеты и журналы (а в наше время ещё и телевидение). По сути, читатель подобных романов ищет возможности отвлечься, встряхнуться и даже испугаться. «Сделайте нам страшно, и мы купим вашу книгу».

В отличие от классического детектива с его канонами, обязательным убийством и главным героем сыщиком, в «крутых» романах Чейза нет загадки, но много насилия, погонь, стрельбы, драк и секса. Эти ингредиенты замешаны в идеальной пропорции. Кто станет читать, скажем, о переживаниях скромной монашки, как бы красива она ни была. А книгу о серийных убийствах блондинок купят миллионы читателей. Почему? Красивые женщины обращают на себя внимание, но при этом у одних вызывают приятные аллюзии, у других зависть. Секс - вечный лейтмотив «крутых» романов. И один из главных компонентов успеха... Но заметьте, в этих книгах нет и намёка на порнографию. Вообще. То есть речь идёт о тонком манипулировании сознанием читателя, но исключительно в рамках общепринятой морали. […]

Чейз никогда не называл свои романы искусством, высокой прозой. Напротив, он подчёркивал, что работает исключительно в области развлекательной литературы и на большее не претендует. Его романы очень разнообразны по сюжету, не укладываются в рамки какого-то шаблона, но подчиняются определённым, разработанным самим писателем, законам.

Первое - действие. Герои Чейза очень редко углубляются в размышление и никогда в глубокий анализ сложившейся ситуации.

Второе - жестко детерминированные мотивировки. Персонажи Чейза не способны на нелогичные поступки. Его герой может испытывать животный страх, неодолимую тревогу, но обязательно вляпается в неприятность, движимый корыстью (кто не любит деньги?) или любопытством (а что же там всё-таки случилось?).

Третье - диалоги. Вместо детальных описаний атмосфера тревоги создаётся Чейзом через речь. И это воспринимается читателем более органично, ибо в реальной жизни мы обращаем внимание на слова и интонацию, а не на какие-то косвенные признаки (шум дождя, свинцовые облака и так далее).

В то же время сюжет в романах Чейза развивается крайне нелинейно - как, собственно, развивается сама человеческая жизнь. Все действия героев мотивированы, но при этом события развиваются по законам случайности. Если у кого-то из героев в кульминационный момент в кармане оказывается пистолет, это вовсе не означает, что он кого-то убьет, а не будет застрелен сам. И это смещение логической последовательности в сторону случайности лишь придаёт  романам убедительности.

В реальной жизни торжество справедливости - вовсе не закон, а лишь один из вариантов развития событий... Разве не так?»

Надежин Н.Я., Джеймс Хедли Чейз: под чужим именем, М., «Майор Осипенко», 2011 г., с. 78 и 80.

 

Книжные бестселлеры