Религиозные переживания – не есть аргумент в пользу веры по Стивену Лоу

«Нуждается ли вера в Бога в подкреплении хорошими аргументами для того, чтобы быть рациональной?

Может быть, и нет. Некоторые люди утверждают, что им не нужны никакие аргументы, ибо они непосредственно переживали истинность Его существования. У них есть личный опыт Бога. Трудно оценить опыт такого «переживания», ибо этот опыт не связан с каким-то одним верованием.

Католики видят Деву Марию.

Индусы видели Вишну.

Римлянам являлся Юпитер.

Древние греки видели Зевса.

Даже многие атеисты утверждают, что имеют опыт переживания сверхъестественного (хотя и не Бога).

Сам факт наличия у людей столь странных и часто противоречащих друг другу переживаний –  переживаний, которые всегда соответствуют их собственной религиозной вере (никто, например, не слышал о том, чтобы католику являлся Зевс), уже говорит о том, что к таким «откровениям» нужно относиться с осторожностью.

Следует к тому же учесть, что по крайней мере некоторые из этих религиозных переживаний вызваны, как сейчас доказано, физиологическими причинами.

Например, знаменитое переживание прохождения через «тоннель» и света в конце, испытанное людьми, находящимися на грани смерти, вызвано кислородным голоданием (которое обычно и создает состояние эйфории и образ тоннеля). Его можно вызвать у лётчиков во время испытаний на центрифуге (можно видеть выражение «блаженства» на лицах лётчиков как раз перед тем, как они теряют сознание). Тот, кто верит, что пережил встречу с божеством, может верить в это.

Но такое переживание нельзя рассматривать как аргумент в пользу веры».

Стивен Лоу, Философский тренинг, М., «Аст», 2007 г., с. 99.