Борьба с экзистенциальными кризисами по И.А. Ефремову

И.А. Ефремов высказал эти идеи в фантастическом романе «Час быка».

«Стрела Аримана» - так назвал Иван Антонович тенденцию плохо устроенного общества (то есть, инфернальным обществом, управляемым коррумпированной и некомпетентной властью – Прим. И.Л. Викентьева) умножать зло и горе, когда действие, даже внешне гуманное, по мере своего исполнения несёт всё больше негативного.

Мучения сознательной материи вдвойне ужасны. Психика многих людей теряет чувственную остроту, вырождаясь в ацедию - убийственное равнодушие расслабленности, ищущее ухода от агрессивной действительности в мир безответственных вялых фантазий. Но в бедной душе откуда богатство грёз? И вот люди упиваются наркотиком грохочущей поп-культуры или травоядно коллекционируют пустяки, мечтая о тихой бездеятельности рая. Но подобные мечты не оправданы историей, ибо противны природе человека-борца.

С этих же позиций учёный оценивал выход человека в космос, «... совершенно необходимо, чтобы эта мечта не вырождалась в стремление убежать с Земли, где человек якобы оказался не в силах устроить жизнь... Есть только один настоящий путь в космос - от избытка сил, с устроенной планеты на поиски братьев по разуму и культуре» («Лезвие бритвы»).

С поиска пищи начался весь прогресс. Человеческий мозг не может не искать и всегда будет искать, насколько бы не угнеталась эта его способность непомерным давлением или индифферентностью неустроенной жизни. Сознание не способно переносить длительное возбуждение многократно, это защита от быстрого износа нервной системы. И крайняя степень экстравертности современной цивилизации раздирает его между духовно нищей, монотонной жизнью и пустыми развлечениями с их искусственным накалом страстей, констатировал Ефремов. Но он же оставался трезвым оптимистом, зная об огромных ресурсах психики и её способности к преображению.

Мозг стал могущественным, развиваясь в социальной среде, и одним из первых в нём закрепился инстинкт альтруизма, победивший темные звериные наслоения бессознательного. Вздорны модные ныне разговоры о заброшенности человека в случайный и чуждый для него мир, о его обречённости в этом мире. Обречён не человек, а ревущая городская цивилизация. Ефремов не уставал повторять, что экзистенциальный кризис современности есть следствие хаотичности социальных процессов. Качество сплочённого коллектива он противопоставлял механическому количеству и непостоянству толпы. Толпа растворяет индивидуальность, она лишена связей и не умеет накапливать и преобразовывать информацию; это первобытное стадо.

Утверждение «Человек - микрокосм» известно каждому, но о его всеохватности стоит помнить особо. В полном соответствии с ним, например, острота человеческого ума зависит не от количества нейронов в мозгу, но от качества их связей друг с другом.

В силу естественного соотношения эмоций в человеке больше положительного, говорил Ефремов, в противном случае он не состоялся бы как вид. Мозг обладает замечательной способностью исправлять дисторсию мира, выравнивая её в сторону добра и красоты. «Разве вам незнакомо, что лица людей издалека всегда красивы, а чужая жизнь, увиденная со стороны, представляется интересной и значительной?» - вопрошает Фай Родис («Час Быка»)». […]

Иван Антонович чётко определил в «Часе Быка» и «Лезвии бритвы» ошибки, которых необходимо избежать на пути развития человека, как личности.

Перекос в сторону интеллектуального и духовного развития, без учёта физического формирования человека, даёт в результате слабых, нервных людей, не способных самостоятельно, без помощи машин существовать в суровых природных условиях. Снижает адаптивность человеческого организма - то есть лишает возможности исследовать, изучать, осваивать мир, Вселенную. Кроме того, телесные уродства вызывают дисгармонию в психике, тесно взаимосвязанной с биологическими процессами в организме.

Убери из указанной тройки духовность - и человек превращается в холодную, бездушную машину, способную уничтожить весь мир вокруг, теряющую чувства. Развитие фашизма в данном случае, неизбежно, и ведёт к очередному тупику - бесконечным войнам внутри общества за привилегии якобы превосходящих рас или социальных слоев. Возникает угроза развития ложной рациональности в подходах к решению серьёзных демографических и социальных проблем. (Самый ужасающий пример, думаю, всем знаком: деление людей по расовому и национальному признаку). Если же отвергнуть интеллект - земляне утратят способность защитить себя в условиях реальной жизни: любые стихийные бедствия грозят превратиться сначала в волну, откидывающее человечество назад в историческом материальном развитии, а затем вал природных катастроф сотрет человечество с лица земли.

И если с физическим и интеллектуальным развитием всё ещё более-менее понятно, то в чём же Ефремов видел духовность? По моим ощущениям, прежде всего, в ответственности. В осознании и понимании необходимости не только развития человека, как отдельной, самостоятельной личности, но и в воспитании в нём члена общества, важной, неотъемлемой частицы социума. Все в той же повести «Сердце Змеи» Иван Антонович очень чётко выразил свою мысль:

«Человечество не может покорить космос, пока не достигнет высшей жизни, без войн с высокой ответственностью каждого человека за всех своих собратьев!».

Верцинская А., «Главная задача необъятного будущего», в Сб.: Провозвестник Великого Кольца: к 100-летию И.А. Ефремова (1908-2008), СПб, «Ноосфера», 2008 г., с. 60-61 и 73-74.

 

Закономерность вытеснения человека из системы