Духовный инвалид – плохой ученик мистика по Сергею Москалёву

«Из дворовой команды. О человеке, пришедшем в школу или традицию после прочтения одной-двух книг и долго варившемся среди людей того же уровня, что и он сам. Отношение Бог - человек образует вертикальную связь, так же как и отношение учитель - ученик. Для человека, долго общавшегося с равными, иногда очень трудно бывает перестроиться с горизонтальных отношений на вертикальные, иерархические. Это всё привычка к бытовой демократии, все равны, «один человек - один голос». В духовном мире иногда голос одного человека сильнее тысячи других голосов».

Москалёв С., Словарь эзотерического сленга, М., «Гаятри», 2008 г., с. 77.

 

«Менталолом. Состояние человека, который вместо мышления и формирования идей производит некий род интеллектуального мусора. Впервые было замечено и описано Сергеем NN. Человек, получив даже здравую мысль, тут же превращает её в руины. Используется следующий приём: сперва мысль или концепция расчленяется на несколько частей, затем собирается не в том порядке, после чего отбрасывается собеседнику со словами: «Посмотри, это же никуда не годится» или «А теперь ты над этим поработай».

Москалёв С., Словарь эзотерического сленга, М., «Гаятри», 2008 г., с. 105-106.

 

«Духовный инвалид. Человек, получивший травму на ниве духовных исканий. Продукт работы  «школ» имени кого-то. «Дом культуры имени канала имени Москвы». Такая школа без преемственности, опирающаяся на изыскания какого-нибудь уволенного в запас «военного экстрасенса», обычно обещает открыть человеку всё что можно - за энную сумму и в очень сжатые сроки. Надо признать, что инвалид серьёзно отличается от больного: больного можно вылечить, а с инвалидом дело сложнее - ему нелегко, нужны специальные условия, чтобы он мог функционировать.

Духовный карьеризм. Есть люди, которые ходят на занятия, внимательно за всем наблюдают, ловят каждое слово учителя, дотошно расспрашивают, что да как. Только вот зачем? Через полгода выясняется, что прилежный ученик втихаря скроил по образу и подобию настоящей некую собственную группу, где он сам же себя и назначил учителем. Дабы оправдать собственное учительство, замешанное на эго, возникают всякого рода «неформальные» посвящения типа: «Он махнул на меня рукой и сказал: «Иди отсюда! Дитя моё!» - именно с этого момента я понял, что Учитель меня благословил». А вот другая песня: «Прислонившись к этой древней пирамиде, я почувствовал неизъяснимые силы и понял - теперь я должен учить людей!» и прочее в таком роде.
Это появилось не вчера, и в традиционных эзотерических системах с такими явлениями разбирались просто: так, в суфизме любой ученик может попросить мастера показать Иршаду или иджаза - письменное разрешение учить и иметь учеников. Иджаза заверяется личной печатью учителя, и в ней указывается вся цепочка учителей, которые должны восходить в самом начале к какому-либо признанному суфийскому авторитету. Такое разрешение шейх дает, только когда видит, что ученик уже не хочет никого учить.

Духовный нарциссизм (эгоизм) мистика. Состояние, появляющееся у человека, который очень много внимания уделяет себе, своим состояниям, своим упражнениям, переживаниям и прочему. Такие субъекты легко определяются по удельному весу рассказов о себе. Если в беседе более половины разговоров крутится вокруг самого человека, его проблем, то налицо такое заболевание. Многие проходят через это, но некоторые застревают очень крепко. Духовное развитие мало чего стоит, если оно направлено исключительно на нужды одного человека, при этом окружающие не берутся в расчёт. В результате видим забавную картину. Аскет, но женат уже пятый раз, так как ни одна женщина не может выдержать такого тотального эгоизма и стягивания всей энергии на себя под благовидными предлогами духовного совершенствования.
Духовный нарциссизм лечится чувством самоиронии и юмора, а также специальным довеском уважения и смирения, который кладется на весы собеседника, дабы компенсировать естественную склонность всегда обвешивать в свою пользу».

Москалёв С., Словарь эзотерического сленга, М., «Гаятри», 2008 г., с. 61-64.

 

«Имитация работы высших центров низшими. Распространённая ситуация, когда человек начинает действовать, вдохновившись светлыми идеями, но в результате нехватки силы духа эту деятельность перехватывают низшие центры. Человек в минуту душевного подъёма принимает идеалы, а потом, спустившись на землю, становится надсмотрщиком по правильному выполнению не идеалов, а ритуалов. В результате такой подмены появляются книги типа: «Йога для красоты», «Магия и бизнес». В народе эту черту давно заметили: «Начал за здравие, а кончил за упокой». Начинает дух, заканчивает плоть».

Москалёв С., Словарь эзотерического сленга, М., «Гаятри», 2008 г., с. 78.

 

«Проблемный. Обычно человек, крепко застрявший в какой-нибудь материальной ситуации. Бесконечные разговоры в стиле «а она мне, а я ей, а она...» и так до бесконечности, практически по кругу. Выскочить из этого можно, не сходя с дивана и не совершая паломничества по святым местам, нужно просто поменять внутреннюю оценку происходящего. Попросту говоря, стать выше. Если человек не совершает таких подъёмов с уровня, где он находится, то он не эволюционирует, даже если 20 лет будет заниматься духовными упражнениями, а потом, придя домой, будет лаяться с женой или родственниками. Проблемы не лечатся горизонтальными действиями, просто человек в этом случае из одной ямы перебирается в другую. Это как пытаться забить в землю трухлявый кол при помощи другой' трухлявой деревяшки - и то и другое рассыплется в руках. Надо признать, что в основании большинства «неразрешимых» проблем лежит банальный материализм. «Она его не любит и не хочет с ним общаться, но ей нужны деньги». «Другой рад бы плюнуть на всё и уйти, но как он будет без квартиры и прописки». Духовные упражнения помогают здесь только в случае, если человек начинает подъём, начинает эволюционировать, и тогда проблемы уменьшаются так, что он их перестает замечать, сверху проблемы легко распознаются и разрешаются. Одной из причин «проблемности» может быть плохо работающая память - сделал, поскандалил, забыл и опять на те же грабли, - или недостаточность усилия. Естественно, у каждого человека могут возникнуть проблемы, но «проблемным» обычно считается тот, кто не может их решить в течение полугода. Некоторые мило сосуществуют со своими проблемами - человек тайно кайфует на них или пытается выкрутить себе из ситуации какие-нибудь уступки или блага».

Москалёв С., Словарь эзотерического сленга, М., «Гаятри», 2008 г., с. 162-163.

 

«Суммой брать. Для духовной практики часто не подходят люди с одним или двумя яркими свойствами. Например, прекрасный интеллект при отсутствии сердечности будет только тормозить человека сомнениями и постоянным копанием в себе и других. Эмоциональный человек с плохой памятью всегда будет попадать в ситуацию «в первый раз - в первый класс» или «на любимые грабли». Такого рода люди часто приходят на занятия, они стараются, к ним приходят нужные состояния, но, выйдя на улицу, эти люди обо всём напрочь забывают. Для мистика необходим правильный набор и гармоничное соотношение многих качеств. Особенно трудно, когда хорошие по отдельности качества глушат друг друга или, что ещё хуже, образуют ядовитую смесь. Так, созерцательность, терпеливость и неприхотливость в сумме производят лень».

Москалёв С., Словарь эзотерического сленга, М., «Гаятри», 2008 г., с. 201.